Этикет не разрешает зевать
В
присутствие монарха.
Я
запрещаю тебе зевать
А.де Сент- Экзюпери
Классный час в 6 классе
Проводился. 30. 01.2010
Цели:
разъяснить ребятам в увлекательной форме этическое понятие
запрета.
Рассмотреть различные ситуации, при которых существуют
какие- либо запреты и ограничения в этикете
Плакат
с надписью «Не все, что дозволено, достойно уважения»
Как
научиться вежливо отказывать
Учитель: Нет ничего страшного в том, чтобы сказать при
случае « нет», а иногда сделать это просто необходимо.
Давайте вспомним такие случаи из вашей жизни, когда, не умея
отказать в просьбе или предложении, вы оказались в непростой
или не очень хорошей ситуации.
( Если
примеров мало можно привести следующий. Молодого человека
несколько его приятелей просили пустить их к себе домой в
отсутствии родителей « немного потусоваться» Не умея
отказать, он разрешил им, а в результате к приходу родителей
в доме был полный бардак, разбито бра, испачкан ковер. Что
получил от своего не умения отказаться молодой человек?
Только одни проблемы и никакого удовольствия)
В таких
случаях надо уметь отказывать. Делать это, согласно этикету,
следует вежливо, но уверенно. Можно использовать такие
фразы: « Я вас прекрасно понимаю, но мне это совершенно не
подходит»; « Да я бы с удовольствием пошла, но у меня вчера
была высокая температура, и вряд ли я выдержу сейчас такое
развлечение»; « Да, я бы тоже с удовольствием, но мне надо
срочно уехать». Как видите, вы можете, даже не ссылаясь на
родителей, отказаться от не интересного вам приглашения. Не
зря древние римляне говорили: « Не все, что дозволено,
достойно уважения»
Золотая середина, или чувство меры
Учитель: Еще древние греки пытались найти во всем золотую
середину – такое положение вещей, при котором всем было бы
хорошо. Это понятие ввел знаменитый Гораций. Какая русская
поговорка говорит о том же самом, но другими словами?
Правильно. « И волки сыты, и овцы целы». На самом деле, в
жизни сделать так совсем не просто
Далее
предлагается ученикам решить загадку:
На
берегу собрались пастух, волк, заяц и капуста. Помещая в
лодку пастуха и не более 1го зверя или капусту, надо
перевести их на другой берег так, чтобы все остались целы.
(
Ответ: Сначала в лодку с пастухом помещают зайца, а волка и
капусту оставляют на другом берегу; затем лодка возвращается
за капустой, забирает ее и отвозит на противоположный берег.
Чтобы заяц не съел капусту, пока пастух едет за волком,
зайца сажают в лодку, приплывают к волку, высаживают зайца,
отвозят волка к капусте, а затем еще одним рейсом забирают
зайца)
Учитель: золотая середина хороша во всех делах – и есть надо
столько, чтобы насытиться, а не столько, сколько позволяют
возможности, и одеваться надо так, чтобы прилично выглядеть,
а не так, словно ты ограбил банк, чтобы нацепить на себя все
дорогие, но безвкусные украшения. Золотая середина хороша и
в человеческих отношениях. Непосредственно рядом с золотой
серединой находится и чувство меры. Чувство меры выражает
ваше отношение к жизни, к окружающим вас людям, оно делает
вас более современным и приятным для всех человеком. Как вы
думаете, в чем оно может выражаться? ( Ребята высказывают
свои точки зрения учитель их поправляет)
Табу, вето, запрет
Учитель: Самые разные запреты сопровождают человека всю
жизнь человека всю его жизнь. Например, « табу» - это
обозначение на Полинезийских островах предмета священного,
неприкасаемого запретного. « Вето» по – латыни « запрещаю».
Формула, которой народные трибуны в Древнем Риме делали
недействительными постановления Сената. Существуют такие «
табу» и « вето» в современной жизни. Прежде всего, они
касаются поведения человека в обществе. Как вы понимаете,
говорить сегодня о таких вещах, как преступления, мы не
будем. Есть запреты, соблюдать которые надо неукоснительно,
чтобы не выглядеть в глазах окружающих невоспитанным, мало
привлекательным человеком.
( далее
учитель предлагает учащимся сказать какие запреты существуют
в нашем обществе)
·
НЕ сорить.
«Чисто не там, где убирают, а там где не сорят»
·
НЕ плеваться
·
НЕ показывать
пальцем ( никаким и никогда!)
·
НЕ
останавливаться посередине улицы
·
НЕ ходить по
газонам и клумбам
·
НЕ толкаться в
транспорте и на улице в толпе
·
НЕ
оборачиваться постоянно на улице
·
НЕ пренебрегать
правилами дорожного движении
·
НЕ делать
замечания в адрес проходящих мимо людей ни по какому поводу,
а уж тем более обсуждать их одежду, рост, фигуру, прическу,
выражение лица
·
НЕ бежать по
улице или школьному коридору
·
НЕ включать
громко музыку после 23.00 и до 9.00
·
НЕ дымить при
разговоре на некурящего человека
·
НЕ употреблять
нецензурные слова
·
НЕ быть
равнодушным к чужому горю
·
НЕ кашлять и не
чихать на своего собеседника
·
НЕ забывать про
« волшебные слова»: « спасибо»,
« пожалуйста»
·
НЕ хамить
·
НЕ жадничать
·
НЕ бояться
Основных запретов не так уж и много, и вполне можно,
совершенно не напрягаясь, выполнять их ежедневно. Вы сами
продиктовали эти запреты, значит, хорошо понимаете, что их
нужно выполнять. Хорошее войдет в привычку, и вы потом с
удивлением будете вспоминать, что когда- то могли, сто
делать нехорошее. Так в вас появится воспитанность, а вместе
с ней доброта и неравнодушное отношение к людям – что может
быть лучше и приятнее этого?
Литература
Матюхина, Ю.А. Классные часы на темы этикета 5 -11 классы (
текст): методическое пособие/ авт.- сост. Ю.А. Матюхина;
под. Ред. Т.К. Инусиловой. – М.: Глобус, 2008. – 175с
|