МОУЯгуновская 
средняя 
школа


Главная


История школы

Новости сайта

Предметник

Мой класс

Достижения

Инновации

Детская организация

Музей

Дошкольное образование

Дополнительное образование

Родительская страничка

Контакты

Гостевая книга


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ЯГУНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
КЕМЕРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

КЛАССНЫЙ ЧАС


" Нет"  и " Не" в этикете

 

Этикет не разрешает зевать

В присутствие монарха.

Я запрещаю тебе зевать

А.де Сент- Экзюпери

 

 

Классный час в 6 классе

Проводился. 30. 01.2010

Цели: разъяснить ребятам в увлекательной форме этическое понятие запрета.

Рассмотреть различные ситуации, при которых существуют какие- либо запреты и ограничения в этикете

Плакат с надписью «Не все, что дозволено, достойно уважения»

 

Как научиться вежливо отказывать

Учитель: Нет ничего страшного в том, чтобы сказать при случае « нет», а иногда сделать это просто необходимо. Давайте вспомним такие случаи из вашей жизни, когда, не умея отказать в просьбе или предложении, вы оказались в непростой или не очень хорошей ситуации.

( Если примеров мало можно привести следующий. Молодого человека несколько его приятелей просили пустить их к себе домой в отсутствии родителей « немного потусоваться»  Не умея отказать, он разрешил им, а в результате к приходу родителей в доме был полный бардак, разбито бра, испачкан ковер. Что получил от своего не умения отказаться молодой человек? Только одни проблемы и никакого удовольствия)

В таких случаях надо уметь отказывать. Делать это, согласно этикету, следует вежливо, но уверенно. Можно использовать такие фразы: « Я вас прекрасно понимаю, но мне это совершенно не подходит»; « Да я бы с удовольствием пошла, но у меня вчера была высокая температура, и вряд ли я выдержу сейчас такое развлечение»; « Да, я бы тоже с удовольствием, но мне надо срочно уехать».   Как видите, вы можете, даже не ссылаясь на родителей, отказаться от не интересного вам приглашения. Не зря древние римляне говорили: « Не все, что дозволено, достойно уважения»

 

 

Золотая середина, или чувство меры

Учитель: Еще древние греки пытались найти во всем золотую середину – такое положение вещей, при котором всем было бы хорошо. Это понятие ввел знаменитый Гораций. Какая русская поговорка говорит о том же самом, но другими словами? Правильно. « И волки сыты, и овцы целы». На самом деле, в жизни сделать так совсем не просто

Далее предлагается ученикам решить загадку:

На берегу собрались пастух, волк, заяц и капуста. Помещая в лодку пастуха и не более 1го зверя или капусту, надо перевести их на другой берег так, чтобы все остались целы.

( Ответ: Сначала в лодку с пастухом помещают зайца, а волка и капусту оставляют на другом берегу; затем лодка возвращается за капустой, забирает ее и отвозит на противоположный берег. Чтобы заяц не съел капусту, пока пастух едет за волком, зайца сажают в лодку, приплывают к волку, высаживают зайца, отвозят волка к капусте, а затем еще одним рейсом забирают зайца)

Учитель: золотая середина хороша во всех делах – и есть надо столько, чтобы насытиться, а не столько, сколько позволяют возможности, и одеваться надо так, чтобы прилично выглядеть, а не так, словно ты ограбил банк, чтобы нацепить на себя все дорогие, но безвкусные украшения. Золотая середина хороша и в человеческих отношениях. Непосредственно рядом с золотой серединой находится и чувство меры. Чувство меры выражает ваше отношение  к жизни, к окружающим вас людям, оно делает вас более современным и приятным для всех человеком. Как вы думаете, в чем оно может выражаться? ( Ребята высказывают свои точки зрения учитель их поправляет)

 

Табу, вето, запрет

Учитель: Самые разные запреты сопровождают человека всю жизнь человека всю его жизнь. Например, « табу» - это обозначение на Полинезийских островах предмета священного, неприкасаемого запретного. « Вето» по – латыни « запрещаю». Формула, которой народные трибуны в Древнем Риме делали недействительными постановления Сената. Существуют такие « табу» и « вето» в современной жизни. Прежде всего,  они касаются поведения человека в обществе. Как вы понимаете, говорить сегодня о таких вещах, как преступления, мы не будем. Есть запреты, соблюдать которые надо неукоснительно, чтобы не выглядеть в глазах окружающих невоспитанным, мало привлекательным человеком.

( далее учитель предлагает учащимся сказать какие запреты существуют в нашем обществе)

 

·        НЕ сорить. «Чисто не там, где убирают, а там где не сорят»

·        НЕ плеваться

·        НЕ показывать пальцем ( никаким и никогда!)

·        НЕ останавливаться посередине улицы

·        НЕ ходить по газонам и клумбам

·        НЕ толкаться в транспорте и на улице в толпе

·        НЕ оборачиваться постоянно на улице

·        НЕ пренебрегать правилами дорожного движении

·        НЕ делать замечания в адрес проходящих мимо людей ни по какому поводу, а уж тем более обсуждать их одежду, рост, фигуру, прическу, выражение лица

·        НЕ бежать по улице или школьному коридору

·        НЕ включать громко музыку после 23.00 и до 9.00

·        НЕ дымить при разговоре на некурящего человека

·        НЕ употреблять нецензурные слова

·        НЕ быть равнодушным к чужому горю

·        НЕ кашлять и не чихать на своего собеседника

·        НЕ забывать про « волшебные слова»: « спасибо»,                                                           « пожалуйста»

·        НЕ хамить

·        НЕ жадничать

·        НЕ бояться

Основных запретов не так уж и много, и вполне можно, совершенно не напрягаясь, выполнять их ежедневно. Вы сами продиктовали эти запреты, значит, хорошо понимаете, что их нужно выполнять. Хорошее войдет в привычку, и вы потом с удивлением будете вспоминать, что когда- то могли, сто делать нехорошее. Так в вас появится воспитанность, а вместе с ней доброта и неравнодушное отношение к людям – что может быть лучше и приятнее этого?

 

Литература

Матюхина,  Ю.А. Классные часы на темы этикета 5 -11 классы ( текст): методическое пособие/ авт.- сост. Ю.А. Матюхина; под. Ред. Т.К. Инусиловой. – М.: Глобус, 2008. – 175с

 

 
 
Вернуться назад