МОУЯгуновская 
средняя 
школа


Главная


История школы

Новости сайта

Предметник

Мой класс

Достижения

Инновации

Детская организация

Музей

Дошкольное образование

Дополнительное образование

Родительская страничка

Контакты

Гостевая книга


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ЯГУНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
КЕМЕРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Компьютерная игрушка.

 

Так в среде игроков называются компьютерные игры.
   Мы беспомощно наблюдаем, как компьютерные игрушки вытесняют из жизни наших детей другие игрушки: традиционные куклы, мягкие зверушки, мячики, кубики и прочее. На глазах некоторых родителей ребенок постепенно садится "на игру" - сродни наркотической зависимости.
   Хорошо известно, что те дети, у кого дома имеется эта дорогая игрушка, проводят очень много свободного времени перед экраном монитора, они настолько погружаются в виртуальный мир игры, что порой кажется, что перед вами только оболочка вашего малыша, а сам он уже где-то далеко-далеко бродит по лабиринту с очередным "спасителем мира", таранит машины на гонках, либо проникает в тыл противника, чтобы сорвать очередной его план. И точно так, как и в игре с оружием, у ребенка, сидящего у компьютера, можно наблюдать такое же злобное выражение лица, напряженную позу, судорожные движения. Ибо многие игры построены на основе "войнушки", где обязательно, чтобы выжить, надо убивать самому. Ребенок привыкает убивать, для него лишить кого-то, пусть и виртуального существа, жизни постепенно становится легче легкого. Более того, почти в каждой игре идет "счет жизни", и получить лишнее очко для себя это большая радость, а это значит, что хоть и в компьютерной игре, смерть, чья-то гибель становится радостью. Давно замечено, что часто играющие в компьютер дети более агрессивны, нетерпеливы, этакие маленькие деспотики, пытающиеся подчинить себе все и вся, ведь в игре именно они являются повелителями, распорядителями и именно они решают, кого помиловать, а кому голову снести. Это становится чертой характера - нетерпимость, раздражительность, вспыльчивость.
   Можно ли через компьютерную игру решить свои внутренние проблемы? Нет, это иллюзия, если кто-то думает наоборот. Компьютерная игрушка задает нам сценарий развития, которому мы и должны следовать. А значит, решать задачи только им поставленные. Она заставляет жить по ее условиям, по ее законам. Она способна подчинить себе ум человека. Взрослого человека. Ум же ребенка более податлив, значит тут и риск больше.
   Виртуальные игрушки имеют такую способность - переписывать культурные коды сознания, вымывая всю за долгие годы накопленную информацию. Какая же перспектива ожидает нас, если не будем трезвиться и бодрствовать? В романе православной писательницы Юлии Вознесенской блестяще показана эта перспектива игровой "компьютеризации всей страны". "О, человек неразумный! Как часто он творит монстров, думая, что создает свои игрушки для своей забавы, а потом удивляется, что игрушки выходят из повиновения и грозят ему гибелью. То, что вы называете Реальностью \виртуальной- В.А.\, реально гораздо более, чем вы предполагаете. Эта Реальность тайно, постепенно, но неуклонно выходит из-под вашей власти. Впрочем, так оно и было задумано. Не человек управляет Реальностью, а она управляет им. ".
   Неужели и вправду, это наше будущее и будущее наших детей?
   Компьютеры сегодня на наших глазах активно вытесняют из жизни детей традиционные игры и игрушки. Те дети, у кого дома имеется эта дорогая игрушка, проводят очень много отнюдь не свободного времени перед экраном монитора в ущерб всей остальной жизни.
   Если еще 10-12 лет назад родители, беззаботно уступая просьбам своих чад, приобретали игровые приставки или даже компьютеры (кто имел возможность) и наивно полагали, что приобщают ребенка к благам цивилизации, развивают его интеллектуальные способности, то сегодня многие жалобы на психологических консультациях связаны с чрезмерным увлечением детьми компьютером. Игрушка стала больше, чем игрушка. И даже необходимость в компьютере как в инструменте отвергается некоторыми православными родителями из боязни, чтобы ребенок ненароком не превратился в игромана. Хотя мне известна многодетная семья православного священника, в доме которой нет ни одного телевизора при наличии трех (!) компьютеров.
   И все-таки компьютер - электронная машина, созданная взрослыми для решения своих задач и прежде всего для работы, а отнюдь не для развлечения. И только потом она стала игрушкой, к тому же весьма небезопасной.

    Наши современные девочки и мальчики, те, для кого игра - жизненная необходимость и условие для развития, на самом деле разучиваются конструктивно играть. Это беспокоит специалистов - психологов и педагогов во всем мире. Что бы вы сказали , если бы птицы перестали петь, зайцы перестали прыгать, а бабочки летать? Изменилось и само качество, сама суть детской игры: она стала какой-то невеселой, агрессивной, индивидуалистичной. Оказалась прервана многовековая непрерывная цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения - другому, которая не прерывалась даже во время войн, и это привело к кризису игровой культуры. В начале 70-х годов наши газеты пестрели заголовками: «Куда уходят детские игры?», «Кто поможет игрушке?» и т.п.. Но, по мнению известного педагога В.М. Григорьева - собирателя, организатора и «реставратора» народной игры, играть стали не меньше, а хуже: «. . . качество игр стремительно падает. Все больше примитивных игровых форм - шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры, и все чаще переходящих в озорство и даже хулиганство: забавы с огнем, взрывами, мучительством животных, а то и людей, бессмысленное разрушительство и т.п... Необходимо спасение и возрождение традиционных народных игр - генетического фонда игровой культуры каждого народа».
   Проведенные недавно психологические исследования в детских садах показали, что на вопрос «Во что ты любишь играть?» 5% детей 4-6 лет вообще не могли назвать ни одну игру, 4% назвали компьютерные игры, четверть детей вместо игры называли игрушки (машинки, трансформеры, куклы Барби), которыми они просто манипулировали, и большинство детей называли какие-то подвижные игры типа салок и пряток, но правила игры (самое главное, ее смысловой стержень) сформулировать смогли лишь некоторые. Из игры уходит ее правилосообразность и соотносимость с образом идеального взрослого.
   К сожалению, совсем исчезли групповые игры - воздух детской жизни старших поколений. Где они - казаки-разбойники, бояре, жмурки, лапта и прочие детские радости? Все они вместе со считалками, закличками, песенками и другими формами детского фольклора - величайшего богатства нашей культуры- сохранялись в детской субкультуре на протяжении веков, передаваясь из уст в уста (по свидетельству исследователей, некоторым известным детским играм не одна тысяча лет, а игрушки имели хождение уже в незапамятных времен).
   Зато появились многочисленные научные концепции игры, в том числе и психологические, однако сама суть, «тайна» игры оказалась так и не раскрыта. Многие ученые- психологи пытались ответить на главный вопрос – зачем игра ребенку?
   
   Современный ребенок живет в мире, на первый взгляд, гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник 200, 100 и даже 30-40 лет назад. Давайте оглянемся: яркие обложки книг, журналов и учебников в школе, цветные рекламные щиты на улице, а дома – фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов, форм, назначений. Я уже не говорю об экране телевизора, о мониторе компьютера - с их буйством красок, неестественностью ракурсов и графических решений. Мы все и наши дети живем в мире бесконечно вариативном, заполненном до отказа разнообразными и … недолговечными предметами: одноразовая посуда, белье, упаковка и пр. А игрушки покупаются, как сказал один папа пятерых (!) детей, чемоданами и через месяц так же чемоданами выбрасываются. Так, конечно, не у всех, но у всех постоянно идет смена красок, форм, мелькание картинок, предметов, лиц. И психика ребенка не справляется, деформируется восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, деформируются и представления о добре и зле.
   Посредством этой по сути сенсорной агрессии окружающей ребенка среды нарушена стабильность и устойчивость оснований мира, дающие психологическую уверенность маленькому человеку в том, что мир прочен, надежен, а значит, безопасен. В больших и малых городах калейдоскоп назойливых рекламных щитов, мелькание предметов и лиц, какофония звуков автомобилей, мчащихся мотоциклов, работающих отбойных молотков, дробящих асфальт, визг тормозов, грохот бульдозеров, электропоездов и мусоровозов, гул сирен спецмашин, теснота и скученность в транспорте и пр. и пр.- все эти «блага урбанизации» не дают воссоздать целостную картину мира, невротизируют , вызывают недоверие к миру. Поставлена под вопрос предсказуемость самого мира, необходимая ребенку для адекватной социализации среди людей, для управления собственным поведением и просто для жизни. Неоправданное обилие игрушек вокруг малыша лишь не добавляет гармонии, а лишь усугубляет количество раздражителей сенсорной системы ребенка.
   Игрушку как явление массовой культуры представляет детская серийная игрушка - зримое воплощение картины мира как машины, механизма. Здесь окружающий мир предстаёт не как живой организм, что более естественно для ребенка, а как механизированный роботоподобный объект. Серийная игрушка организует конкурентные игры за право обладания вещью, успехом, превосходством. Она отчуждает ребенка от другого человека, снижает творческий потенциал игры.
   Серийная игрушка, с которой чаще всего, к сожалению, имеет дело современный ребенок, по сути своей является антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения разнообразия мира; у ребенка она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества. Массовость производства профанирует индивидуальные эмоциональные отношения с игрушкой как с «другим Я». Внешняя привлекательность игрушки-товара становится важнее игрового применения, отсюда - новые формы, материалы, не свойственные традиционной игрушке. Детская игрушка сегодня как часть современной массовой культуры способствует построению ребенком весьма мрачной и безрадостной картины мира, о чем свидетельствуют детские рисунки. Она предназначена для организации прежде всего имитационных , конкурентных, а не креативных (творческих) игр.
   Серийная игрушка по духу своему противостоит креативной (подлинно развивающей) игрушке, той, которая способствует развитию творческого потенциала ребенка и его личностного и нравственно-духовного роста. Такая игрушка соответствует идее глобализации, она начисто лишена индивидуальности и не предполагает таковую у ребенка, она часто стремится к точному копированию объекта (автомобиля, паровоза или куклы-младенца), чем начисто лишает ребенка творческого подхода к себе.
   Максимальной креативности достигает «игрушка изначальная», поскольку она не требует однозначного способа обращения с ней, напротив, провоцирует многообразие стратегий поведения. Это все так называемые архетипические игрушки – конструктивные, неопределенные, многофункциональные: мяч, обруч, палка, веревочка и пр.. По сути своей креативная игрушка своими корнями уходит в игрушку народную, «отшлифованную» и осмысленную десятками или сотнями поколений

Функции антиигрушки.

 

Любая игрушка наделяется ребенком определенным смысловым содержанием, не всегда совпадающим с культурным назначением и с образами взрослого. Это хорошо видно на примере предметов, превращенных ребенком в игрушки, прежде всего бытовых – ножах, стеклянных стаканах, горячих утюгах – тех, что несут опасность. Опасность может содержаться в самой игрушке как знаке.
    Что опасного может быть в игрушках? Любое проигранное ребенком действие способно воспроизводить самое себя в реальности. Если ребенок в игре способен вести себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него есть некий образец того, как это нужно делать. И наоборот, если ребенок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизведет само себя когда-нибудь в той или иной ситуации. Хорошо ли играть в жизни? Обыденное сознание, в отличие от православной традиции, не видит в этом ничего предосудительного – напротив, считается, что, например, женщина должна играть, вернее, подыгрывать мужчине, чтобы быть успешной. Любой взрослый человек играет множество ролей. Даже когда ему совсем не хочется быть любезным, заботливым, предупредительным и пр., он вынужден вести себя так, как от него ожидают, т.е. изображать несуществующее, играть. «Весь мир – театр», - говорил Шекспир.
   Кстати о театре. Вы никогда не задумывались, почему в театрах до недавнего времени детские роли исполняли взрослые актеры маленького роста? Дело здесь не только в непрофессионализме ребенка. Скорее всего детей просто неосознанно щадили, ибо интуитивно понимали, что на сцене не просто надеваешь маску, но и впускаешь в себя ту или иную роль, жизнь того или иного персонажа. Женщин тоже долгое время не допускали на подмостки, либо также щадили, либо, может быть, не доверяли такое сложное дело как игра. В шекспировском театре, между прочим, не было актрис, а в национальном театре Японии до сих пор женские роли играют мужчины. В книге современной московской актрисы подчеркивается, что ничто так не разрушает душу женщины как актерство, сцена, игра в кино.
   Вот примеры. Актерская и жизненная судьба Наталии Варлей круто изменилась после роли ведьмы- панночки в кинофильме «Вий»: несчастья, болезни, потери близких … нечистая сила, с которой она играла, как бы не отпускала ее. Известная талантливая певица Лариса Долина после генеральной репетиции оперы Альфреда Шнитке «Ночь на Лысой горе» по роману Мих. Булгакова заболела так, что пришлось отказаться от заманчивого предложения петь партию главной ведьмы на премьере в Германии. Покаяние и православное крещение, по словам певицы, спасли ее от гибели.
   В мемуарах Ф.И. Шаляпина описана работа великого певца над ролью Мефистофеля в «Фаусте». Всякий раз перед спектаклем Шаляпин молился, просил Бога помиловать его, а после спектакля постился, каялся, и если допускал духовник, причащался. Если бы не это, писал певец, я бы погиб.
   С силами зла опасно вступать в контакт. Даже знаменитый на весь мир Дэвид Коперфильд – маг и чародей, летающий по воздуху без крыльев и проходящий сквозь стены на глазах десятков тысяч изумленных поклонников, в интервью московской газете посоветовал россиянам: «Не зовите на помощь дьявола. Не знаете, кого приглашаете в гости». Он, видимо, это знал хорошо.

Игрушка способна породить чудовищ в душе маленького человека. С этим, к сожалению, работая с детьми, приходится сталкиваться все чаще, не только психологам и педагогам, но и детским психиатрам, врачам. Работы у них становится все больше. Вот один пример.

Ко мне обратилась бабушка шестилетней милой внучки, рассказав такую историю. Мама девочки – бизнес-леди – подарила ей (прости, Господи!) игрушечного чёрта. Девочка, вежливо поблагодарив, поместила его в своем игрушечном пантеоне и играла с ним иногда. Но потом начались странности и явные невротический проявления: бабушка заметила, что внучка стала плохо спать, вскрикивать по ночам и, когда бабушка разбудила ее однажды, она в слезах сказала: «Бабушка, ОН на меня смотрит, я боюсь». Бабушка посмотрела за ее рукой, поняла, в чем дело, забрала чертика и днем на прогулке в осеннем парке предложила девочке избавиться от нечистого (что было совершенно грамотно и с психологической точки зрения). Игрушку, обложив веточками и сухими листьями, подожгли; затем «останки» были закопаны в рыхлую землю, и бабушка с внучкой, радостно делясь впечатлениями вернулись домой. Ночные страхи исчезли бесследно, но страшно современная мама однажды обнаружила пропажу так приглянувшейся ей игрушки, которую она подарила дочке(вспомним, что взрослые покупают игрушки чаще всего для себя). Состоялся крупный разговор, после чего бабушка была отстранена от воспитания «за отсталость и мракобесие» и изгнана. Не помогли и уговоры дочери. Никакие доводы рассудка не подействовали, налицо семейный конфликт, бабушка в слезах обратилась к психологу за помощью. Чем здесь можно помочь? Жаль всех: и пострадавшую бабушку, и внучку, лишившуюся мудрого и любящего воспитателя, и маму в своей духовной слепоте разрушившую хрупкий мир семейных отношений. В каком-то смысле извечная цель темных сил поменять добро на зло и сеять разделение и вражду была достигнута … с помощью игрушки

 

Иностранные игрушки.

    Наши дети почти не играют с игрушками отечественного производства. Психологи хором твердят, что растет поколение, воспитанное на игрушках, которые не имеют ничего общего с российской действительностью, с нашей культурой. Игрушки иностранных производителей занимают лучшие полки в магазинах. Они вводят ребенка в культуру других народов или оказываются вовсе «бескультурными». В начале XX века, да и в доперестроечном СССР популярным сюжетом игрушки был образ русского воина-победителя. Сегодня на прилавках магазинов трудно найти игрушки, стимулирующие развитие военно-патриотического сознания, а, как пишут в журналах, спонсируемые американскими «центрами детского воспитания» некоторые специалисты требуют запретить продажу «милитаристских» игрушек в России, ибо, утверждают они, эти игрушки, стимулируют насилие и агрессию.
    В кого же превратятся будущие защитники Родины, будучи лишенными игрушечного оружия, вместо которого у нас продают очень похожие на натуральные пистолеты, автоматы, гранаты и прочее детское снаряжение американского образца. Но мы помним историю русского воина князя Святослава, который уже в два года не выпускал из рук деревянный игрушечный меч. И множество защитников - святых-воинов: сорока мучеников Севастийских, Иоанна-Воина и Феодора Стратилата, русских святых Александра Невского и Димитрия Донского, новопрославленного праведного Феодора Ушакова и множество других, «живот свой за отечество положивших».
   Невольно вспоминается один современный бестселлер, в котором рассказывалось о том, как Америка готовила рассчитанный на несколько десятков лет план развала СССР. И главная роль в нем уделялась воздействию на психику маленьких жителей враждебной страны. Каким образом? Поставкой в СССР игрушек американского производства, американских мультфильмов, литературы. Чтобы подрастающее поколение было ко взрослому возрасту уже перенастроено на новый лад жизни («новый мировой порядок»), на тот, который выгоден Америке. Чем нынешнее положение вещей не соответствует плану? Причем, надо сказать, что ушло гораздо меньше времени, чем планировалось.

 
 
Вернуться назад