МОУЯгуновская 
средняя 
школа


Главная


История школы

Новости сайта

Предметник

Мой класс

Достижения

Инновации

Детская организация

Музей

Дошкольное образование

Дополнительное образование

Родительская страничка

Контакты

Гостевая книга


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ЯГУНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
КЕМЕРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДМЕТНИК


  

Владимир Иванович Даль.

Сказка “У тебя у самого свой ум”

Цели:

1.Познакомить учащихся с автором сказки; проанализировать лексику сказки при помощи Словаря живого великорусского языка В.И. Даля.

Оборудование:

Портрет В.И. Даля, рисунки учеников к его сказкам.  Слайды, на которых даны определения устаревших, диалектных, просторечных, общеупотребительных слов, фразеологизмов, синонимов; русские народные пословицы.

Слайд1.

Сказка - ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.
А.С. Пушкин

Ход урока:

Слово учителя.

Сегодня на уроке мы прочитаем необычную сказку.  А чем она необычна? Тем, что работая с текстом сказки, мы узнаем происхождение и лексическое значение многих слов. Обратите внимание на эпиграф к уроку и запомните его. Посмотрим, какой урок можно извлечь из сказки. А сказку эту написал В.И.Даль.

Слайд 2.

Сообщение о жизни и творчестве В.И.Даля.

 Сначала послушаем сообщение о жизни и творчестве В.И. Даля. (Выступает ученик) Из сообщения нам стало известно, что Даль был военным, врачом, строил мосты, но главное  записывал  меткие слова, выражения, народные песни и сказки., создал знаменитый   «Толковый словарь живого великорусского языка».

         «Толковый словарь живого великорусского языка» — это настоящая энциклопедия русского народного быта, склада ума и характера, нашедшего своё выражение в речи.

         Словарь Даля далеко выходит за пределы, которые ограничивают обычные филологические словари: он объясняет и предметы, характеризующие русский народный быт,  поверья и приметы, связанные с сельскохозяйственным календарём, а также даёт множество других этнографических сведений.

    Толкуя то или иное слово, В. И. Даль отбирает множество синонимов, свидетельствующих об исключительном богатстве русского языка, его гибкости и выразительности, он показывает безграничные словообразовательные возможности русского языка.

Слайд 3.

 Владимир Иванович собирал сказки, обрабатывал их для детского чтения, но и сам писал сказки. Сейчас мы прочитаем его сказку “У тебя у самого свой ум”. (Читает учитель и  ученики).

Работа над текстом сказки.

 

Теперь, опираясь на текст сказки, и обращаясь к Словарю живого великорусского языка В.И. Даля, мы последим за поведением главных героев - козла и овцы.

Козел повадился в огород.

Что значит повадился?
По словарю В.И. Даля, это значит - привык (ходить), имел дурную привычку.
Для какого стиля речи характерно это слово? (Для разговорного). в просторечье.

Когда повадился? Когда пастухи выгоняют гурт. Что такое гурт?
это слово диалектное, т.е.общеупотребляемое украинским народом. Такие слова нам ещё встретятся.

Дальше автор говорит, что козёл добрый. Разве это так? Он ловкий обманщик. Из словаря В.И. Даля мы можем узнать, что по отношению к скоту это слово означает полный, дородный, сытый.

Найдите в этой части сказки слово, которое употребляют только в разговоре. Сперва (разговорное) - сначала.

Найдите глаголы, которые описывают поведение овцы. Отбилась, зашла, стоит, да кричит, да оглядывается. Повторяющийся союз да тоже характерен для передачи разговорной речи.
Куда зашла овца?
В чащу, в крапиву, в лопушник. Подберите однокоренные слова к слову лопушник: лопух. Что такое лопушник?- заросли лопуха. В основе русского названия лежит древнее, теперь давно забытое слово лоп, которое обозначало лист.
Автор называет овцу словом сердечная. Сердечная - просторечное слово: оно употребляется как ласковое обращение с оттенком жалости, сострадания. Найдите в рассуждениях овцы другие устаревшие слова.

Не первина (устаревшее) - не впервые

Вожак, по словарю В.И. Даля, - “передовая скотина в стаде”, указчик дороги; в современном русском языке в этом значении соответствует общеупотребительному слову проводник- указывающий путь.

У ТЕБЯ У САМОГО СВОЙ УМ.

          Козёл повадился в огород: как только пастухи выгонят гурт свой, то Васька мой сперва, как добрый, идёт, головой помахивает, бородой потряхивает, а как только ребятишки засядут в овражке где-нибудь в камешки поиграть, то Васька и отправляется прямо в капусту.

          Раз пошёл он тем же знакомым путём, идёт себе да пофыркивает. В это время отбилась от гурта глупая овца, зашла в чащу, в крапиву да лопушник; стоит, сердечная, да кричит, да оглядывается – не найдётся ли добрый человек, чтобы вывел из этой беды. Увидавши козла, обрадовалась она, как родному брату: пойду, дескать, хоть за ним. «Этот выведет: мне не первина за ним идти; у нас и впереди гурта тот козёл–вожак идёт, за ним ступай смело!»

  Каким образом козел и овца очутились в огороде?
(Ученики читают текст вслух).
Какое слово вас заинтересовало?
Слово тын. Тын - слово диалектное, обозначает изгородь. Назовите синонимы к слову изгородь- забор, ограда.

Прочитайте начало четвертой части.

Что значит хворостина предолгая?- длинный прут.
попроворнее произошло от какого прилагательного? Проворный . подберите синонимы. Быстрый, ловкий, торопливый.

Мемекнул (звукоподражательное) и пошел в чистое поле. Что значит чистое поле?
В словаре В.И.Даля - Ровное, прозорное, открытое, откуда вольный вид во все стороны. Ровное, прозорное*, открытое - слова-синонимы.

Что стала делать коза? – кидаться, оробев, во все стороны. Оробев- особая форма глагола, произошло от глагола робеть. Назовите сами синонимы к слову робеть- бояться,трусить, опасаться.

Что сделал огородник?- измочалил хворостину. Что это значит?- исхлестал.

Читаем начало следующей части. Когда мы говорим – плакаться. Подберите синоним – жаловаться.

  А теперь, найдите в тексте определения, характеризующие овцу. - Глупая, сердечная, бедная. Какое значение имеет определение бедная? - Несчастная, обиженная. Какими словами характеризует автор козла? Плут, вор (отвечают ученики).

Но кроме устаревших, разговорных, диалектных слов в сказке В.И.Даль ещё использует много фразеологических оборотов.

Давайте прочитаем понятие.

Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, свойственное определенному языку и потому дословно не переводимое на другие языки,

 А теперь давайте найдем их в тексте. а я вам помогу.

     Пошла овца наша, увязавшись за козлом. Он через овраг – она через овраг, он через тын – она через тын, и попала с ним же в огород.

          На этот раз огородник заглянул как-то пораньше в капусту свою да и увидал гостей. Схватил он хворостину предолгую да кинулся на незваных. Козёл, как попроворнее, успел, перескочил через тын, мемекнул да и пошёл себе в чистое поле, а бедная овца замоталась. Стала кидаться, оробев, во все стороны да и попалась. Не пожалел огородник хворостины своей: всю измочалил о бедную овцу, так, что уже кричит она не своим голосом, да помощи нет ни

от кого. Наконец огородник, подумавши про себя: чего доброго, ещё убьёшь дуру эту, да после хозяин привяжется, выгнал её в калитку и ещё-таки на дорогу вытянул во всю длину хворостиной.

          Пришла овца домой, в гурт, да и плачется на козла, а козёл говорит:

         - А кто велел тебе за мною хвостом бегать? Я пошёл в свою голову, так мой и ответ; коли мужик отомнёт мне бока, так я ни на кого плакаться не стану, ни на хозяина, зачем дома не кормит, ни на пастуха, зачем-де не приглядел

за мною, а уж буду молчать и терпеть. А зачем нелёгкая понесла за мною? Я тебя не звал.

 Вывод первый

С какой целью использует автор в сказке устаревшие, просторечные, диалектные слова, фразеологизмы?

 а) Даль показывает разнообразие слов в языке русского народа.

   б) Он хочет подчеркнуть простоту и искренность речи простых людей, их живой язык.

   в)Хотел, чтобы мы   знали, какие слова употребляли в своей речи наши предки.

   г)Хотел, чтобы эти слова продолжали жить в русском языке.

И конечно, слова, записанные В.И. Далем, способствовали развитию современного русского литературного языка.
Итак, ребята, в течение урока мы работали над словом сказки.
А что же вы теперь можете сказать  об авторе, В.И. Дале?

Даль - великолепный знаток живого великорусского языка.

 В.И. Даль совершил великий подвиг, создав Словарь живого великорусского языка.

Вывод второй.

 Обратимся к эпиграфу урока. Найдите в сказке слова, в которых содержится “намек, добрым молодцам урок”, о котором говорит А.С. Пушкин. - А разве у тебя у самого своего ума нет?
- Какой урок можно извлечь из этой сказки? Чему учит сказка? - Надо жить своим умом.
- Какие вы знаете пословицы и поговорки об уме?

           И козёл, хоть и плут, вор, а прав в этом деле. Смотри всяк своими глазами, раскидывай своим умом да и ступай туда, где лучше. И у нас то же бывает: один пустится на какой ни есть грех, а другой, на него глядя, за ним же, да после, как попадётся, и плачется на учителя. А разве у тебя у самого своего ума нет?

  Голова без ума, что фонарь без свечи.
Брат он мой, а ум у него свой.
На деньги ума не купишь.
Живи всяк своим умом!
Чужой ум уважай и своим соображай.
Сколько голов, столько умов.

 Домашнее задание.

 1.     отработать выразительное чтение сказки.

2.     нарисовать рисунки к сказке.

3.     сочинить маленькую сказку по пословице.

 Сказки Даля богаты пословицами и поговорками.

Какой пословицей можно озаглавить эту сказку?

     Сегодня я работаю над темой «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах».

     Цель здоровьесберегающих технологий в образовании - обеспечить обучающихся в условиях комплексной информации образования возможность сохранения здоровья за период обучения в учреждении образования, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только образовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

    Начала я свою работу с кабинета. Постаралась оформить кабинет по всем правилам СанПина. В  классе  поменяли освещение ( установлены лампы дневного света и дополнительное освещение доски), соответствующее гигиеническим нормам. В классе преобладает теплые тона (бежевый). Заменили старые парты на новые - разноуровневые. Теперь каждый ребенок сидит за партой своего роста. Также в школе организовано трех разовое питание (завтрак, обед и полдник) и  проводится витаминизация обучающихся, дети во время обеда получают витамины.

      Расписание уроков является одним из основных элементов учебного процесса. Правильно составленное расписание учитывает особенности работоспособности организма школьника.

     Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум       работоспособности имеет свои пики и спады, как в течение учебной недели, так и в течение учебного дня.

       При составлении расписания уроков необходимо учитывать динамику работоспособности школьников в течение дня и учебной недели.

      Если проанализировать дневную динамику работоспособности, то можно сказать, что 1 урок не очень продуктивный, так как попадает на фазу врабатывания. Теперь 2 и 3-й уроки – соответствуют периоду оптимальной устойчивой работоспособности, следовательно, максимально продуктивны.      4-й урок попадает в фазу некомпенсированного утомления и малоэффективен. 5-е и 6-е уроки в начальной школе совершенно непродуктивны, так как вызывают глубокое утомление.  Наиболее трудными для младшего школьника являются уроки по обучению грамоте и математике, так как на них умственная нагрузка проявляется в большей степени, им на других. Правомерно эти уроки ставить в расписании вторыми и третьими.

 

Работоспособность в течение учебной недели 1-4 класс

 

 

Понедельник         вторник               среда             четверг            пятница            суббота

 

Работоспособность в течение учебного дня 1-4 класс.

 

                                                                 

 

 

1урок         2урок          3урок           4урок            5урок                 6урок

      Работоспособность ученика претерпевает изменения не только в течение дня, но и на протяжении недели. У детей младшего школьного возраста во вторник функциональное состояние центральной нервной системы наиболее благоприятно, а работоспособность самая высокая и устойчивая. Самые низкие ее показатели отмечены в понедельник. И поэтому целесообразно в понедельник и в субботу проводить уроки облегченного характера.  Зная особенности динамики работоспособности младших школьников и сложность предметов, можно реализовать первый принцип правильного составления расписания уроков – на дни и часы высокой работоспособности отвести предметы сложные, а на дни и часы сниженной работоспособности – предметы попроще.

1-е уроки – предметы средней сложности;

2-е и 3-е уроки – предметы максимальной сложности;

4-е уроки – легкие предметы.

     Не рекомендуется ставить рядом уроки сложные, но однотипные (письмо и чтение), лучше сложные (принцип чередования предметов по сложности), но с различным характером (русский и математика). Физкультуру и труд не рекомендуется ставить первыми уроками, а лучше третьим или четвертым.

      Также  рекомендуется избегать сдвоенных уроков по одному предмету, так как сдвоенные уроки вызывают значительное утомление у детей.

Расписание уроков 1 класса «Б».

 

                    Понедельник   Вторник           Среда                    Четверг            Пятница

    8ч 00мин       ПРИЕМ                ДЕТЕЙ

 

1. 8ч 30мин-  МУЗЫКА            ЧТЕНИЕ                ЧТЕНИЕ                        ЧТЕНИЕ                   РУССКИЙ

    9ч 15мин

2. 9ч 25мин-  ЧТЕНИЕ            МАТЕМАТ            МАТЕМАТ                    МАТЕМАТ              МАТЕМАТ

   10ч 10мин

3.10ч 20мин- РУССКИЙ         РУССКИЙ              РУССКИЙ                     РУССКИЙ                     ФИЗ - РА

    11ч 05мин

4.11ч 25мин- ФИЗ – РА           ИЗО                         ОКР.МИР                     ОКР. МИР                  ТЕХНОЛОГИЯ

   12ч 10мин

 
Вернуться назад