МОУЯгуновская 
средняя 
школа


Главная


История школы

Новости сайта

Предметник

Мой класс

Достижения

Инновации

Детская организация

Музей

Дошкольное образование

Дополнительное образование

Родительская страничка

Контакты

Гостевая книга


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ЯГУНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
КЕМЕРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА


Раздел Германии и образование двух немецких государств

Безоговорочная капитуляция немецкого вермахта 8 мая 1945 года ознаменовала полный крах "третьего рейха". Державы-победительницы должны были определить будущее Германии.

Державы-победительницы - СССР, США, Франция и Великобритания - поделили Германию на 4 оккупационные зоны, а Берлин - на 4 сектора. Восточная часть Германии вплоть до рек Одер и Западная Нейсе была передана Польше и Советскому Союзу. Союзники еще до окончательной победы частично определили основные направления послевоенного развития Германии, однако по многим вопросам они не смогли прийти к согласию. Для их обсуждения была созвана Потсдамская конференция (17 июля - 2 августа 1945). Было решено пока что не создавать центральное немецкое правительство - верховная власть в стране остается в руках Контрольного совета в Берлине, в котором представлены все четыре державы-победительницы. Все решения этого органа принимаются лишь единогласно. Однако каждый из союзников является полновластным хозяином своей оккупационной зоны. Выступая за демократизацию Германии, союзники, однако, расходятся во мнениях по конкретным вопросам преобразований.  

Жесткая политика американцев 

Американцы первоначально проводят в отношении Германии крайне жесткую политику. В одной из директив военной администрации сказано: "Оккупируя Германию, мы не освобождаем ее, а захватываем побежденное враждебное государство". Американская военная администрация не ставит перед собой задачу восстановления немецкой экономики. Она намерена лишь предотвращать возникновение "голода, болезней и беспорядков, могущих представлять угрозу для американских вооруженных сил". В результате этой политики уровень жизни в западных оккупационных зонах непрерывно снижается. Снабжение населения налажено здесь хуже, чем в советской зоне, особенно в голодную зиму 1946-47 годов.

Сталин требует объединения КПГ и СДПГ

Потсдамское соглашение разрешает создание демократических партий. В администрации оккупационных зон на должности местного и регионального значения все чаще назначаются политики из новых и создаваемых заново немецких партий. В западных зонах вскоре возникают новые административно-территориальные единицы - земли. В то время как на западе послевоенной Германии к административной работе допускаются политики разных партий, в советской оккупационной зоне на подобные посты назначают преимущественно "верных ленинцев". Сталин лично требует, чтобы КПГ объединилась с Социал-демократической партией Германии, что и происходит 22 апреля 1946 года.

Начало "холодной войны" и "план Маршалла"

В 1946 году растет напряженность в отношениях между Советским Союзом и США. В марте бывший британский премьер-министр Черчилль заявляет, что в Европе опустился "железный занавес". США начинают проводить "политику сдерживания", стремясь предотвратить дальнейшее распространение коммунизма и намереваясь оказывать экономическую и военную помощь всем государствам, противостоящим советской экспансии. В таких условиях не может быть и речи о единой политике держав-победительниц в отношении Германии.

В июне 1947 года госсекретарь США Джордж К. Маршалл обращается ко всем европейским странам - включая и Советский Союз - с призывом принять участие в программе восстановления континента. Однако СССР и государства, входящие в советскую сферу влияния, отказываются от этого предложения. План Маршалла начинает действовать лишь в западных оккупационных зонах Германии. В 1948 году здесь проводится сепаратная денежная реформа. В ответ на это советские оккупационные власти  вводят в обращение в своей зоне и в Берлине, восточную валюту. Западные державы, в свою очередь, распространяют сферу хождения новых немецких марок на западные сектора Берлина. Советское руководство отдает приказ о блокаде всех дорог, ведущих в западную часть города, надеясь тем самым изолировать Западный Берлин. Однако эта тактика не приводит к желаемым результатам. Западные державы налаживают снабжение Берлина с воздуха. Через 11 месяцев блокады Советский Союз вынужден снять ее.

Создание ФРГ

В 1948 году западные державы уполномочили глав земельных правительств в своих зонах оккупации созвать Парламентский совет для разработки конституции и подготовки создания западногерманского государства. Его первое заседание прошло в Бонне 1 сентября 1948 года. Конституция была принята советом 8 мая 1949 года, а 23 мая Конрад Аденауэр (Konrad Adenauer) провозгласил создание Федеративной Республики Германии. В самой Конституции отмечалось, что Основной закон является временным документом, действующим лишь до воссоединения Германии.

Образование ГДР

Реакция Советского Союза на создание Западной Германии не заставляет себя долго ждать. План по созданию просоветского государства на востоке Германии был подготовлен в Москве еще в 1947 году. Однако до сих пор СССР из тактических соображений ждал, чтобы первый шаг сделали западные державы. 7 октября 1949 года временный парламент Восточной Германии - Народный совет - объявил о создании Германской Демократической Республики.

Так был конституирован послевоенный раскол Германии, просуществовавший  более 40 лет. (вш)

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.dw-world.de

 3 октября - День германского единства
После открытия границ ГДР для торговли и путешествий восточногерманские товары
были вытеснены западной продукцией. Население требовало введения общей денежной
единицы, и хотя западногерманский центральный банк, Бундесбанк, призывал к
осторожности, правительства Восточной и Западной Германии договорились признать
с 1 июля 1990 немецкую марку в качестве общей денежной единицы.

Объединение было завершено 3 октября 1990, после того как Коль, министр
иностранных дел Ханс Дитрих Геншер и президент СССР М.С.Горбачев пришли к
соглашению, что численность новых германских вооруженных сил не будет превышать
346 тыс. человек. Объединенная страна смогла продолжить свое членство в НАТО.
Расходы на возвращение на родину советских солдат, расквартированных в бывшей
ГДР, брала на себя ФРГ.

Перед проведением роковой демонстрации в Лейпциге в понедельник 9 октября 1989
г. (а подобные демонстрации проходили еженедельно на протяжении многих месяцев)
в стране сложилась критическая ситуация. Специализированные полицейские
подразделения были приведены в боевую готовность. Было заявлено, что "с
контрреволюционной деятельностью" будет покончено раз и навсегда, даже если для
этого потребуется применить оружие. Но в тот же вечер на улицы вышло 70 тыс.
человек, и Лейпциг превратился в арену крупнейшей со времени восстания 17 июня
1953 г. демонстрации. Государство медлило предпринимать какие-либо действия. 18
октября глава партии и государства Эрих Хонеккер ушел в отставку, а вместе с ним
и его ближайшие соратники - Гюнтер Миттаг, державший в своих руках бразды
правления экономикой ГДР, и главный цензор страны Иоахим Херрман. Преемником
Хонеккера стал Эгон Кренц, до того времени ведавший в Политбюро вопросами
государственной безопасности. Однако руководители партии в Берлине еще не
осознавали до конца веяний нового времени. Вместо того, чтобы вступить в
переговоры с оппозиционными группами, они попытались спасти себя уклончивыми
заявлениями о проведении реформы сразу же, как только уляжется ажиотаж. Но этого
было недостаточно. 4 ноября в Берлине состоялась демонстрация, в которой приняли
участие миллион человек. Такого широкомасштабного выступления страна не помнила
со времен Ноябрьской революции 1918 г. Демонстрация напрямую транслировалась по
восточногерманскому телевидению. Она носила однозначный характер: собравшиеся
бескомпромиссно требовали установления плюралистской демократии, гарантирующей
гражданам ГДР все права человека. 9 ноября старое Политбюро почти в полном
составе ушло в отставку Было объявлено об отмене законов, регулировавших правила
въезда и выезда из страны. Берлинская стена пала. Через несколько часов
телевизионные камеры уже фиксировали бурные сцены радости на границе, делившей
Берлин на две части. В течение 29 лет вооруженные до зубов пограничники ГДР
зорко стерегли социализм на этом рубеже, но в тот вечер сотни тысяч граждан
беспрепятственно переходили на запретную половину.

На выборах 18 марта 1990 г. партии, поддерживающие объединение Германии, набрали
70% голосов.

3 октября 1990 г. воссоединение двух стран было оформлено официально. На первых
парламентских выборах объединенной Германии, проходивших 2 декабря 1990г,
федеральный канцлер Гельмут Коль и его коалиционный кабинет, состоящий из
представителей ХДС и СвДП, получили право продолжать исполнять свои обязанности.

 

1949–1990: два германских государства 
Это интересно
1949–1990: два германских государства
ТурБлог» Германия » История Германии 
Второй шанс на жизнь в условиях демократии получила только одна часть Германии: 
западная. Представители свободно избранных земельных парламентов в американской, 
британской и французской зонах выработали в 1948/49 гг. в рамках Парламентского 
совета в Бонне конституцию, в которой систематически учитывались последствия 
конструкционных ошибок, сделанных при выработке имперской конституции 1919 г. и 
краха Веймарской республики: Основной закон Федеративной Республики Германия. 
Вторая по счету германская демократия должна была стать хорошо функционирующей 
парламентской демократией с сильным федеральным канцлером, свергнуть которого 
можно было бы только с помощью «конструктивного вотума недоверия», т.е. избрания 
преемника, и с федеральным президентом, имеющим небольшие полномочия. 
Конкурирующее законодательство с помощью народа – в отличие от Веймарской 
республики – не было предусмотрено. Открытым врагам демократии Основной закон 
предусмотрительно объявлял войну – вплоть до лишения их основных прав и запрета 
враждебных конституции партий Федеральным конституционным судом. Основы 
государственного устройства были закреплены таким образом, что их не могла 
изменить даже воля большинства, способного вносить поправки в конституцию: 
«легальная» ликвидация демократии, как это произошло в 1933 г., была таким 
образом невозможной. 
В то время как на западе Германии были сделаны «антитоталитарные» выводы из 
недавнего германского прошлого, на востоке, в советской зоне оккупации, а 
позднее в ГДР, люди должны были довольствоваться «антифашистскими» уроками. 
Последние служили легитимизации партийной диктатуры марксистско-ленинского 
образца. Разрыв с основами национал-социалистского господства должен был 
происходить прежде всего классово-политическим путем, c помощью экспроприации 
собственности крупных землевладельцев и промышленников. Бывшие «попутчики  
национал-социализма имели возможность зарекомендовать себя с хорошей стороны в 
деле «построения социализма». Бывшие «партайгеноссе» из НСДАП, которые после 
завершения «денацификации» занимали руководящие посты, имелись и в ГДР. Однако 
их было меньше, а случаи такого рода не столь сенсационными, как в Федеративной 
Республике. 
Вряд ли, оглядываясь в прошлое, можно было бы говорить об «истории успеха 
Федеративной Республики», если бы не было «экономического чуда» 50-х и 60-х 
годов, самого длительного периода экономического подъема в XX веке. Высокая 
коньюнктура обеспечила успех и тем самым легитимность социальной рыночной 
экономики, идею которой реализовал Людвиг Эрхард, первый федеральный министр 
экономики. Последняя позволила быстро интегрировать почти 8 млн. изгнанных из 
бывших восточных областей германского рейха, Судетской области и других регионов 
восточной части Центральной и южной части Восточной Европы. Она решающим образом 
содействовала сглаживанию классовых и конфессиональных противоречий, ограничению 
притягательной силы радикальных партий и тому, что крупные демократические 
партии, сначала Христианско-демократический союз (ХДС) и Христианско-социальный 
союз (ХСС), а затем социал-демократы (СДПГ), стали массовыми партиями. 
Процветание имело, похоже, и свою обратную сторону – в политическом и моральном 
планах. Оно облегчило многим жителям ФРГ возможность не задавать себе сверлящих 
вопросов о собственной роли в период между 1933 и 1945 г. и не допускать, чтобы 
другие задавали такие вопросы. «Коммуникативное замалчивание» – так назвал 
философ Херманн Люббе подобное обращение с недавним прошлым (и оценил его как 
необходимое для стабилизации западногерманской демократии). 
В Веймарской республике правые силы исповедывали национализм, левые – 
интернационализм. В Федеративной Республике было по-другому. Правоцентристские 
силы во главе с первым федеральным канцлером Конрадом Аденауэром выступали за 
политику привязки страны к Западу и супранациональной интеграции Западной 
Европы; умеренные левые, социал-демократы под руководством их первого 
послевоенного председателя Курта Шумахера и его преемника Эриха Олленхауэра, 
подчеркивали свой национальный профиль, отдавая преимущество воссоединению 
Германии, а не интеграции с Западом. Лишь в 1960 г. СДПГ встала на почву 
западных договоров, которые в 1955 г. создали возможность для вступления 
Федеративной Республики в НАТО. Социал-демократы должны были сделать этот шаг, 
если они хотели взять на себя правительственную ответственность в Федеративной 
Республике. 

Только на почве западных договоров они смогли в 1966 г. в качестве младшего 
партнера войти в правительство «большой коалиции» и три года спустя под 
руководством первого социал-демократического федерального канцлера Вилли Брандта 
приступить к осуществлению «новой восточной политики», которая позволила 
Федеративной Республике внести свой вклад в разрядку между Западом и Востоком, 
поставить на новую основу отношения с Польшей благодаря признанию (хотя де юре и 
не безоговорочному) границы по Одеру и Нейсе и пойти на урегулированные в 
договорном порядке отношения с ГДР. Заключенное в 1971 г. Четырехстороннее 
соглашение по Берлину, которое в действительности касалось только Западного 
Берлина и его отношений с Федеративной Республикой, также было бы невозможным 
без прочной интеграции с Западом крупнейшего из двух германских государств.
Восточные договоры (1970–1973) социал-либерального правительства Брандта-Шееля 
были прежде всего ответом на закрепление раскола Германии в результате 
возведения Берлинской стены 13 августа 1961 г. После того как воссоединение 
Германии еще больше отодвинулось на задний план, главным для Федеративной 
Республики стало сделать последствия раскола более терпимыми и тем самым 
обеспечить сплоченность нации. Восстановление германского единства оставалось 
официальной государственной целью Федеративной Республики. Однако надежды на то, 
что когда-нибудь снова появится германское национальное государство, после 
подписания восточных договоров непрерывно улетучивались: среди молодого 
поколения западных немцев намного быстрее, чем среди старого. 
Однако в 80-е годы послевоенный порядок постепенно стал расшатываться. Кризис 
восточного блока начался в 1980 г. с появления независимого профсоюза 
«Солидарность» в Польше, за которым последовало введение чрезвычайного положения 
в конце 1981 г. Лишь три с половиной года спустя, в марте 1985 г. , к власти в 
Советском Союзе пришел Горбачев. Новый генеральный секретарь Коммунистической 
партии Советского Союза высказал в январе 1987 г. прямо-таки революционную 
мысль: «Демократия нам нужна как воздух». Эта мысль окрылила борцов за 
гражданские права в Польше и Венгрии, в Чехословакии и ГДР. Осенью 1989 г. волна 
протестов в восточногерманском государстве стала такой мощной, что 
коммунистический режим, пожалуй, спасти можно было бы только с помощью военной 
интервенции Советского Союза. Однако Горбачев не был готов пойти нa это. 
Следствием этого стала капитуляция восточноберлинского партийного руководства 
перед мирной революцией в ГДР: 9 ноября 1989 г. рухнула Берлинская стена – 
символ несвободы, такой же, как парижская Бастилия, павшая два века тому назад в 
1789 г.
 
 
Вернуться назад