МОУЯгуновская 
средняя 
школа


Главная


История школы

Новости сайта

Предметник

Мой класс

Достижения

Инновации

Детская организация

Музей

Дошкольное образование

Дополнительное образование

Родительская страничка

Контакты

Гостевая книга


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ЯГУНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
КЕМЕРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДМЕТНИК


Муниципальное образовательное учреждение

Ягуновская средняя общеобразовательная школа

Кемеровского района Кемеровской области

 

 

 

 

 

 

             П Р О Г Р А М М А

 

 

                             (Элективного курса предпрофильной подготовки-9-й кл.)

 

 

 

 

«                 История Отечества – история реформ»

 

 

 

 

 

 

 

Кемеровский район

с. Ягуново

2006г

 

Муниципальное образовательное учреждение

Ягуновская  средняя общеобразовательная школа

Кемеровского района Кемеровской области

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

Элективного курса предпрофильной подготовки (9-й класс)

 

«История Отечества – история реформ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                         Автор: Полетаева Анна Ивановна

                                                                                                                             Учитель истории

                                                                                                                                                         1 й квалификационной категории

          Отличник народного просвещения

 

 

 

 

 

Оглавление

 

1.               Пояснительная   записка ______________  стр. 4              

 

2.               Учебно – тематический   план _________  cтр. 5

 

3.               Содержание   программы ______________ стр. 6

 

4.               Перечень   терминов __________________ стр.7

 

5.               Литература __________________________ стр. 8

 

 

 

Пояснительная    записка

 

Актуальность программы определяется тем, что рассматриваемая проблема – опыт реформ и судьбы реформаторов, является одной из актуальных тем в Отечественной истории.

Интерес к реформаторству в Российской истории возрастает неуклонно. Содержание программы призвано помочь учащимся понять процессы трансформации современной России, опираясь на знание Отечественного опыта реформаторства.

Важная задача курса – дать школьникам реальное представление об уникальности и значимости отечественного исторического опыта, о вкладе нашей страны в многовековый опыт реформирования волнующий всё человечество. Тем более, как справедливо заметил В.О.Ключевский: «История не учит, она только наказывает за её незнание».

Образовательный курс является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент (обобщая материал школьных курсов Отечественной истории 6-9 классов).

Он решает такие задачи как:

1.Изложение предметного содержания.

2.Определение видов деятельности учащихся, в которых происходит формирование способностей: предметной, социальной, коммуникативной.

3.Дифференцированный подход к учащимся.

4.Организация самостоятельной работы учащихся.

5.Способствовать формированию  у школьников системы ценностей, базирующейся на  гражданственности, чувстве сопричастности к судьбе своей Родины и ответственности за неё.

 

Курс рассчитан на 19 часов, желательно во втором полугодии.

 

 

 

Учебно - тематический  план

 

№   

       Тема  занятий

К-во   час.

Формы работы

1.

 Введение. Опыт реформ в России.

1ч.

 

Лекция

 

2.

Крещение Руси как первая и грандиозная реформа.

2ч.

Семинар-практикум

 

3.

Иван Грозный-реформатор  тиран, человек  эпохи Возрождения.

2ч.

Ролевая игра.

4.

Пётр Великий – Россия, поднятая на дыбы или на «дыбу» ?

2ч.

Семинар-практикум

5.

Екатерина Великая –«просвещённый монарх» на троне.

2ч.

Лекция с элементами беседы

 

6.

«Дней Александровых прекрасное начало» (Александр1-реформатор. М. М.Спранский.)

2ч.

Диспут

7.

Александр2(Освободитель)Русская перестройка 19века.

2ч.

Семинар-практикум

 

 8.

«П.А.Столыпин – последний шанс».

2ч.

Беседа

9.

«Коллективизация» и «индустриализация» как способ модернизации страны в 20-30 годы 20века

2ч.

Диспут

10.

Итоговое обобщение. Либеральные реформы в современной России.

2ч.

Лекция.Тесты.

 

 

 

 

Содержание программы.

Введение. Реформы и революции в истории. Опыт реформ в России.

Тема-1.Крещение Руси ,отражение событий в школьных учебниках(6кл.) Личность и эпоха. Владимир Красно Солнышко (Креститель) – истоки реформаторства (мы родом из детства). Историческая необходимость и (или) личный мотив? Выбор пути и его цена. 

 

Тема-2.Иван Грозный. Личность реформатора (потомок Д. Донского и Мамая). «Светлая половина» царствования. От «Избранной рады к «кромешникам». «В гневе начал он чудесить»? «Тайна сия велика есъм». Успешный реформатор и цена реформ.

 

Тема-3.Личность Петра в учебниках и литературе. « Гений» (у власти или хулиган?). Цели и задачи реформ. « Птенцы гнезда Петрова». Итоги и результаты. «Отдайте всё…..». Продолжение традиций? «Медный всадник».

 

Тема-4.Екатерина Великая.  «Штык вещь хорошая, вот только сидеть неудобно». Социальный эксперимент. Идеи века Просвещения.  «Наказ» как попытка провозглашения законности основы общественного устройства. Власть и общество. «Опора» для реализации. Е. Пугачёв и революция во Франции. Причины неудачи.

 

Тема-5.Александр-1 в оценках современников.  (А.С.Пушкин: «Ура! В Россию скачет кочующий деспот…..»-«Он человек! Им властвует мгновенье. ……Он     взял Париж, он основал Лицей).  От М.М.Сперанского до А.А.Аракчеева. Подводя итоги.  «Не мне судить…..». 

 

Тема-6. «Прекрасное России упованье» (В. А. Жуковский). Русская перестройка-19века. Русское общество накануне реформ. Проекты и государственная необходимость. «Одним росчерком пера….» Судебная, земская, военная…. «Диалог»: власть и революционеры. Конституционная монархия или …Александр-2 (Освободитель) как реформатор.

 

Тема-7.Выбор пути.  1-я Государственная дума. П.А.Столыпин: «Успокоение и реформы». Разрушение общины. Итоги аграрной реформы Переселенческая политика. «Нам нужна великая Россия….». Одинокий реформатор.

 

Тема-8. «Мы наш мы новый мир построим….». Выбор модели. Цена вопроса. Методы и средства. Альтернативы и итоги. И. В. Сталин как реформатор.

Итоговое обобщение. Либеральные реформы в современной России.

 

Ключевые слова:

 

Реформа, христианство, крещение, православие, ересь, опричнина,

централизованное государство, приказы, меркантилизм, абсолютизм, коллегии,

протекционизм, мануфактура, секуляризация, монополии, просвещённый

абсолютизм, консерватизм, народники, конституция, монархия, республика,

политический режим, недоимки, временнообязанное состояние, гражданское

общество, концессии, национализм, революция, коллективизация,

индустриализация, культ личности, конфискация, национализм, правовое

государство, кооперация, экономическая стабилизация, «теневая экономика»,

 коррупция, рынок.

 

 

Литература для учителя и учащихся.

1.     А.А.Данилов,  Л.Г.Косулина «История России с древнейших времён до конца 20 века»«Просвещение» 2001г.

2.А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов «Россия в 20 веке».«Просвещение» 2002г.

3.  Школьная энциклопедия «Руссика».Май 2003г.

4.Научно-теоретический журнал «Преподавание истории в школе»

5.А.Н.Сахаров, В.И.Буганов  «История России» 1-я, 2-я часть.

6.О.В.Ключевский  «Лекции по русской истории». М. Мысль, 1990г.

7.Н.М.Карамзин «История государства Российского». Москва, 1993г.

8.С.М.Соловьёв «История России с древнейших времён, в 15 книгах. 

М.Мысль, 1960г.

9.Б.М.Соколов, О.В.Ефременко «Опыт реформ в России». Кемерово. ИУУ. 1996г.  

10.Т.С.Антонова, А.Л.Харитонов, А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России 20 век». Компьютерный  учебник, 9 класс.М..Клио Софт, 2000г.

11.История Отечества. 882г-1917г. Мультимедийный учебно-методический комплекс супертьютор.  М. СГУ. 

 

    

 
 
Вернуться назад