МОУЯгуновская 
средняя 
школа


Главная


История школы

Новости сайта

Предметник

Мой класс

Достижения

Инновации

Детская организация

Музей

Дошкольное образование

Дополнительное образование

Родительская страничка

Контакты

Гостевая книга


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ЯГУНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
КЕМЕРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ


 

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС НА ТЕМУ

«ХИМИЯ И ПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА»

 

 

УЧИТЕЛЬ: Гусева С.Н.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА...................................................2

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ...................................................4

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА..............................................6

ТЕРМЕНЫ......................................................................................8

ЛИТЕРАТУРА................................................................................9

 

 

                            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сохранение и укрепление здоровья населения - одна из наиболее актуальных проблем современности. Экологические проблемы, стремительный ритм жизни, нерациональное питание оказывают пагубное влияние на состояние здоровья человека. В связи с этим возрастает роль учебного предмета «Химия».

Данный элективный курс предназначен для учащихся 9-го класса и рассчитан на 17 часов. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение практических занятий, экскурсий, семинаров, конференций.

Материал курса дает возможность ученикам получить представления о продуктах питания, их калорийности, пищевой ценности, содержании в них белков, жиров, углеводов, витаминов, углубить представления о роли химических элементов в жизни нашего организма. С другой стороны, тематика курса помогает ученикам понять, что здоровье человека напрямую связано с тем, что и как он ест, что представляют собой современные продукты питания, из чего их изготавливают.

Изучение данного элективного курса способствует развитию у учеников интереса к химическим и биологическим знаниям, познавательной активности и самостоятельности.

Основные задачи курса: пропаганда здорового образа жизни, формирование представлений о продуктах питания, их пищевой ценности, пищевых добавках и их влияние на организм, причинах пищевых отравлений, углубление знаний о макро и микро элементах, их значении для организма, Способность самостоятельно приобретать знания, формирования умений анализировать ситуацию и делать прогнозы, работать с литературой.

Требования к уровню подготовки учащихся: по окончании изучения курса должны

знать: классификацию органических соединений, основные гигиенические требования к качеству продуктов, основные пищевые добавки и их влияние на организм человека, основы физиологии питания человека, правила безопасности при работе с химическим оборудованием.

уметь: грамотно проводить химические опыты, наблюдать, анализировать и обобщать полученные данные.

 

                         СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ВВЕДЕНИЕ (1 час). Что такое пища. Питательные вещ-а и продукты питания. Калорийность продуктов питания. Суточный рацион питания. Понятие сбалансированного питания.

ТЕМА 1 Калорийность питания ( 3 часа ) Состав пищевых продуктов. Белки как высокомолекулярные вещ-а. Аминокислоты. Полноценные и неполноценные белки. Суточная потребность в белках. Жиры и их свойства. Суточная потребность в жирах. Углеводы. Классификация и их свой-а. Суточная потребность в углеводах.

Практическая работа 1: Свойство белков. 2 Обнаружение жира в растительных и животных тканях с помощью качественных реакций. 3 Обнаружение крахмала и гликогена в тканях организмов.

ТЕМА 2 Пищеварительный конвейер (5 часов) Химизм процесса пищеварения. Понятие о ферментах и ферментативном катализе. Роль микро- и макро элементов в жизнедеятельности организма. Гигиена и режим питания школьника. Витамины и их роль в жизнедеятельности человека. Источники витаминов. Понятие о диете.

Практическая работа. Рассматривание плесневого гриба мукора под микроскопом.

ТЕМА 3 Вкусно. Ароматно. Красиво. (3 часа) Пищевые добавки: красители, ароматизаторы, консерванты, биодобавки. Гигиена и санитария питания. Правила хранения пищевых продуктов. Профилактика пищевых отравлений, первая медицинская помощь.

ТЕМА 4 Питание и здоровье. (2 часа) Строение ротовой полости и зубов. Пищеварение в ротовой полости и её гигиена. Влияние окружающей среды и эмоционального состояния человека на пищеварение. Профилактика ожирения и желудочно-кишечных заболеваний.

ТЕМА 5. Съедобное из несъедобного.(3 часа) Понятие о трансгенных продуктах. Соевое «мясо» и другие мясомолочные продукты. Биотехнология на службе промышленности. Синтетические пищевые добавки.

 

 

                              ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

 

 

по порядку

 

Тема занятий

Количество часов

 

Форма проведения

 

1

 

Введение

 

1 час

 

Беседа

 

2

 

Незаменимые белки и их свойства.

 

1 час

 

Лекция + практическая работа.

 

3

 

Жиры и масла. Свойство жиров и обнаружение их в животных и растительных тканях.

 

1 час

 

Лекция + практическая работа

 

4

 

Углеводы. Моно-, ди-, полисахариды. Их свойства и обнаружения в тканях организмов.

 

1 час

 

Лекция + практическая работа

 

5

 

Ферменты- биологические катализаторы.

 

1 час

 

Выступление учеников

 

6

 

Макро и микроэлементы и их значение для организма.

 

1 час

 

Презентация

 

 

7

 

Режим питания.

 

1 час

 

Беседа

 

8

 

Незаменимые витамины.

 

1 час

 

Групповая работа

 

 

9

 

Нужны ли диеты?

1 час

 

Диспут

10

Аппетит

1 час

Беседа

11

Химия красивого стола

1 час

Беседа

12

Не надо разводить плесень. Предупреждение пищевых отравлений.

1 час

Выступление учеников + практическая работа.

13

Гигиена ротовой полости. «Дирол с ксилитом и карбамидом»

1 час

Диспут

14

Химия. Питание. Здоровье.

1час

Научно-практическая конференция.

15

Хлеб без зерна или хлеб должен пахнуть хлебом.

1 час

Семинар

16

Пищевые добавки

1 час

Ответы на вопросы учеников

17

Итоговое занятие

1 час

Творческий отчет

 

 

ТЕРМЕНЫ

АМИНОКИСЛОТЫ

АРАМАТИЗАТОРЫ

БЕЛКИ

БИОДОБАВКИ

БИОТЕХНОЛОГИЯ

ВИТАМИНЫ

ГИГИЕНА ПИТАНИЯ

ДИЕТА

ЖИРЫ

КАЛОРИИ

КОНСЕРВАНТЫ

КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ

КРАСИТЕЛИ

МИКРО- И МАКРОЭЛЕМЕНТЫ

ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ

ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ

РЕЖИМ ПИТАНИЯ

СОЯ

СРОК ГОДНОСТИ

ТРАНСГЕННЫЕ ПРОДУКТЫ

УГЛЕВОДЫ

ФЕРМЕНТЫ

ФЕРМЕНТАТИВНЫЙ КАТАЛИЗ

 

ЛИТЕРАТУРА

     1. Анастасова А.П. Человек и его здоровье. - М.: Просвещение, 1997

2.     Большой энциклопедический словарь. Химия . Биология.- М.: Большая российская энциклопедия, 1999.

3.     Демянков Е. Н. Химия в вопросах и ответах: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение,1996.

4.     Габриелян О.С. Химия. Для школьников и учителей.- Минск: Бел. эн., 1997.

5.     Суворова Н. Н. Физиология человека.- М.: Просвещение, 2005.

6.     Тепов И.Л. Химический эксперимент в школе. -М.: Просвещение, 20008.

 
 
Вернуться назад