МОУЯгуновская 
средняя 
школа


Главная


История школы

Новости сайта

Предметник

Мой класс

Достижения

Инновации

Детская организация

Музей

Дошкольное образование

Дополнительное образование

Родительская страничка

Контакты

Гостевая книга


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ЯГУНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
КЕМЕРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОЛИМПИАДЫ ПО ХИМИИ


ЗАДАНИЕ   КЛАССНОЙ ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ

Задание № 1.

Укажите вещества, принадлежащие к определённой группе изомеров, дайте им систематические и рациональные названия. (5 баллов за каждое задание).

 а) укажите транс - изомеры, назовите их:

 

 

Задание № 2.

К 1 литру смеси этана и этилена добавили 1 литр водорода и полученную смесь пропустили над никелевым катализатором. После пропускания объём смеси составил 1,3 литра. Установите объёмный состав исходной смеси.

(5 баллов)

Задание № 3

Какие новые соединения можно получить, используя гидроксид кальция, уголь и любое лабораторное оборудование?

 (О.5 балла за одно вещество)

 

ЗАДАНИЕ ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ

 

1. В 1828 г. Ф. Велер, упаривая водный раствор NН4ОСХ, осуществил первый

синтез природного органического вещества из неорганического. Мировое производство полученного им вещества в настоящее время составляет десят- ки миллионов тонн в год. Назовите его и исходное вещества и изобразите их структурные формулы. Как и зачем это вещество производят в таком количе- стве в настоящее время?

2. Для приготовления раствора брома в воде («бромной воды») известной концентрации в препаративно химии иногда пользуются следующим прие- мом: готовят растворы точной концентрации бромата и бромида калия. Затем необходимые объемы этих растворов сливают и подкисляют. Приведите уравнение реакции, лежащей в основе описанного способа приготовления «бромной воды». Какой объем 0,2 М раствора бромата калия и  10 % серной кислоты (р = 1,066 г/см') потребуется для реакции со 100 мл 0,25 М раствора бромида калия? Вычислите концентрацию брома (моль/л, в полученной «бромной воде». Изменением объема в результате реакции можно пренеб- речь.

3. Снесла курочка Ряба яичко, да не простое, а золотое. Дед бил, бил — не раз- бил, баба била, била — не разбила. Мышка пробежала, хвостиком махнула. упало яичко в стакан с водичкой, и растворилось в той водичке напрочь. Предложите известные Вам варианты химического состава «водички» (не более трех) в предположении, что Ряба неслась исключительно яичками с массовой долей золота 100 %. Напишите уравнения реакций.

4. Составьте формулы всех возможных геометрических изомеров соединения СН-СН=СН-СН-СН=-СН-СН-СН=СН-СН-и укажите их конфигурацию.

5. Исходя из углерода и любых других неорганических реактивов, приведите схемы получения (с указанием условий проведения всех реакций): а) 1,1-дихлорэтана; б) 1,2-дихлорэтана; в) этиленгликоля (НО-СН2-СН-ОН); г) янтарной кислоты (НООС-СН2-СН2-COOH).

6. Вещество  Адвухэлементное соединение, содержащее 17,65 % водорода В газообразном состоянии А вступает в реакцию с газом Б, содержащим 2,74 % водорода, образуя соль В. В жидком состоянии А растворяет натрий и медленно реагирует с ним, давая соль Г. Расшифруйте соединения А - Г. Как получить А из В и из Г? Будут ли взаимодействовать В и Г между собой? Какие продукты можно получить при реакции А с кислородом? Знаете ли Вы как в промышленности получают А и где его используют? Напишите химиче- ские реакции и условия их проведения.

 

ЗАДАНИЕ КЛАССНОЙ ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ УЧЕНИКОВ 9 КЛАССА

 

1. Это удивительное вещество (А) не переносит прямого солнечного света, а некоторые добавки разлагают его так быстро, что оно будто вскипает. Установлено, что А всегда образуется во влажной атмосфере при грозовом разряде. Как кровоостанавливающее и дезинфицирующее средство, его чаще всего используют в виде 3 %-гo водного раствора, который и продается в аптеках; в медицине при- меняется также концентрированный 30 %-й раствор (препарат Б). Домашние хозяйки с его помощью выводят пятна и отбеливают ткани, а современные модницы обесцвечивают волосы перед покраской. Однако, обращаться с ним надо очень аккуратно: попадая на кожу рук, он вызывает сильные ожоги, Особенно надо беречь глаза. По этой причине для бытовых целей удобнее использовать твердое со- единение вещества А с мочевиной (ее формула CO(NH2)2), которое также можно купить в аптеке (препарат В) Действие раствора, содержащего таблетку В массой 1,25 г в стакане воды, будет таким же, как если бы Вы взяли одну столовую ложку (15 г) 3 %-гo раствора А на стакан воды.

Приведите название вещества А и препаратов Б и В. Рассчитайте мольное соотношение А и мочевины в препарате В. Какие Вы знаете добавки, ускоряющие разложение А? На чем основаны дезинфицирующий, отбеливающие свойства А? Почему оно образуется в атмосфере только при грозовом  разряде?

2. Для определения содержания магния в алюминиевом сплаве магналин навеску сплава массой 10 г полностью растворили в разбавленной соляной кислоте. После реакции масса раствора оказалась на 1,025 г меньше, чем исходная сумма масс кислоты и сплава. Определите содержание магния в сплаве. Какие отрасли промышленности могут являться основными потребителями магналина?

3.  Какую массу соды можно получить из 10 л (и. у.) СО г и 30 г NaOH? Сделайте отдельно расчеты для питьевой, кристаллической и кальцинированной соды, дайте этим веществам номенклатурные названия.

  4 . При подготовке овощехранилищ к новому сезону грамотные хозяева проводят их окуривание. Тщательно заделав все щели, зажигают в металлическом или керамическом сосуде куски серы (200 г на каждые 100 м обрабатываемого помещения), после чего быстро выходят наружу и плотно закрывают за собой дверь. Спустя б-9 часов хранилище проветривают и ставят внутрь ящик с известью. Ещё через сутки -двое помещение готово к эксплуатации.

С какой целью в хранилище жгут серу? Рассчитайте концентрацию продукта горения серы в воздухе, овощехранилища. Приведите решения для объемных и массовых %, условия примите нормальными.

Зачем нужен ящик с известью и какую известь лучше использовать, гашеную или негашеную?

Ответы поясните, равнениями реакций.

 ЗАДАНИЕ ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ УЧЕНИКОВ

9 КЛАССА

 

Задание № 1 «Долгое время были напрасны все попытки получить Х. Очевидно, должно было избежать присутствия воды и повышения температуры, что и выполнил в 1886 г N. Он разлагал действием ильного гальванического тока в платиновой V- образной трубке сжиженный на холоду У, к которому прибавлено было небольшое количество калиевой соли Z. Тогда на отрицательном электроде является водород, а на положительном (из иридистой платиы) Х в виде слабоватозеленого газа, прямо соединяющегося : кремнием, с бором, с серою и др. При сильном охлаждении Х сжижается в желтую подвижную жидкость, кипящую при -187 С. Она не действует на стекло, лед и воду, но с водородом и углеводородами тотчас воспламеняется. Даже соляная кислота разлагается при действии Х».

О каком веществе Х идет речь в «Основах химии» Д. И. Менделеева? Напишите уравнения всех описанных реакций и взаимодействий?

Задание  2.  В последнее время получил распространение., компьютерный набор олимпиадных задач с применением автоматической корректировки правописания. Внимательно изучите нижеприведённую задачу, оформленную машинисткой без химического образования.

"Кристаллогидраты многих солей при нагревании плавятся без изменения состава, образуя однородный раствор соли в воде. Например, кристаллогидрат А даёт 67,51%-ный раствор сульфита натрия, кристаллогидрат Б - 55,91 %-ный раствор сульфита натрия, кристаллогидрат В -50,01 %-ный раствор сульфита натрия. Напишите химические формулы указанных кристаллогидратов."

Известно, что в тексте имеется две опечатки типа "буква заменена на другую". Укажите их и решите задачу в исправленном виде, имея в виду, что кристаллогидрат обычно содержит целое количество молекул воды N на молекулу соли.

Задание. 3  Юный химик добавил какой-то бесцветной жидкости к какому-то порошку и слегка погрел. В продуктах реакции он обнаружил только сернистый газ, воду и сульфат железа (Ш). Помогите ему взобраться в том, какие у него были исходные вещества (предложите все возможные варианты). Ответы обоснуйте уравнениями реакций.

Задание  4. При электролизе водного раствора гидроксида калия выделяются бесцветные газы А и В. известно, что газ А способен поддерживать горение. При пропускании газа В над нагретым черным по- рошком С образуется жидкость D и простое вещество красного цвета Е. Назовите соединения A — Е и за- пишите уравнения описанных реакций. Как называется смесь этих газов с объемным соотношением 1:2? почему для получения газов А и В проводили электролиз водного раствора гидроксида калия, а не дистиллированной воды? Приведите еще по два лабораторных способа получения газов А и В.

Задание 5. Юный химик Вася задумал получить оксид хрома (Ш) из хромокалиевых квасцов.

КCr(S04)2.12Н20. Чтобы наверняка получить максимальное количество оксида, Вася прилил к раствору 10г квасцов в 100 мл воды избыток крепкого раствора щелочи, в котором содержалось в полтора раза больше КОН, чем он рассчитал по уравнению реакции. Полученный осадок он отфильтровал и прокалил при температуре 300С. Рассчитайте массу полученного оксида. Напишите уравнения реакций. С каким выходом получил Вася желанный продукт?

 

 
Вернуться назад