МОУЯгуновская 
средняя 
школа


Главная


История школы

Новости сайта

Предметник

Мой класс

Достижения

Инновации

Детская организация

Музей

Дошкольное образование

Дополнительное образование

Родительская страничка

Контакты

Гостевая книга


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ЯГУНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
КЕМЕРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДМЕТНИК


управление образования администрации кемеровского района           

  МОУ «Ягуновская средняя общеобразовательная школа

Кемеровского района Кемеровской области»

 

 

 

 

Дарья Леонидовна Сержанова

 

Компьютер-польза и вред.

Учебное исследование

 

 

 

 

 

 

                                                                            Консультант:

                                                                                Ощепкова М.П.-

                                                                         учитель физики

                   

 

           

Оглавление

Введение.…………………………………………... 3 стр.

Раздел 1.   Компьютер-польза и опасность……….5 стр.

Раздел 2.   Правила и нормативы………………….8 стр.

Раздел 3.   Результаты и их обсуждение………….13 стр.

Раздел 4.  Сохрани своё здоровье …………………18 стр.

Заключение…………………………………………20 стр.

Литература………………………………………….21 стр.

                                     

 

 

 

Введение

         За короткое время, прошедшее от появления первого компьютера до их массового применения, компьютерная техника завоевала весь мир. Сегодня невозможно представить себе инженера, экономиста или врача без использования компьютеров. Персональный компьютер (ПК) стал незаменимым помощником в решении самых разнообразных задач. Использование компьютера позволяет по-новому организовать учебный процесс: гораздо легче и быстрее развивать память, внимание, пространственное воображение, умение находить зависимости, закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность прогнозировать результаты своих действий. Информационная среда – наряду с природной, пространственно-географической, социальной, культурной, ландшафтно-архитектурной и др.- играет все более значительную роль в профессиональной деятельности и в повседневной жизни современного человека. Информационная среда, часто именуемая ноосферой, неоднородна: с недавних пор в ней принято выделять среду Интернета или “киберпространство”, в рамках которого проявляются специфические формы человеческого поведения. Несмотря на все преимущества, которые предоставляет компьютерная техника, она является источником целого ряда неблагоприятных физических факторов воздействия на функциональное состояние и здоровье пользователей. При неправильной эксплуатации и расстановке, особенно в неприспособленных для этого помещениях, компьютер изменяет условия и характер труда пользователей различного профиля, иногда не в лучшую сторону.

Почему я решила взять именно эту тему для  исследовательской работы? Работа за компьютером является неотъемлемой частью жизни современных школьников. Очень важно выявить и предотвратить неблагоприятное влияние компьютера на здоровье учеников.

Главная цель моей работы – выяснить, какова роль компьютера в жизни учащихся,  изучить основные проблемы, связанные с использованием компьютера, пропаганда здорового образа жизни.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

·              Выяснить, какие неблагоприятные факторы влияют на состояние здоровья пользователей компьютерной техники, и какие последствия возникают при нарушении правил работы на компьютере. Ознакомиться с существующими гигиеническими требованиями к организации работы за компьютером.

·             Провести анкетирование  учащихся 5-11 классов – пользователей компьютера.

·              Предложить профилактические меры по предотвращению неблагоприятного воздействия компьютера на учащихся.

 При написании работы использовались следующие методы:

1. поиска информации – при работе с литературными

    источниками;

2. анкетный опрос обучающихся 5-11 классов школы;

3. статистики;

4. анализ полученных результатов.

При подготовке исследования были использованы следующие материалы:

·                                            Научных и публицистических изданий;

·                                            Периодических изданий;

·                                            Государственных стандартов в области здравоохранения;

·                                            Данных, опубликованных в сети Интернет.

 

 

Раздел 1. Компьютер – польза и вред.

1.1Неблагоприятные факторы.

К числу факторов, ухудшающих состояние здоровья пользователей компьютерной   техники,   следует   отнести   следующие

·        Опасный уровень напряжения в электрической цепи, замыкание которой может привести к поражению электрическим током.

·        Широкий спектр электромагнитного излучения, который включает рентгеновскую, ультрафиолетовую и инфракрасную области.

·        Повышенный уровень электромагнитных излучений.

·        Опасность возникновения возгорания и пожара при перегреве электронных компонентов компьютера.

·        Отсутствие или недостаток естественного освещения.

·        Недостаточная освещенность рабочей зоны местным освещением.

·        Повышенная яркость местного источника света.

·        Пониженная контрастность экрана дисплея.

·        Блики экрана монитора.

·        Повышенная пульсация светового потока (мерцание изображения).

·        Длительное пребывание в одном положении и повторение однотипных движений, приводящих к синдрому длительных статических нагрузок.

·        Умственное перенапряжение, обусловленное сложностью решаемых задач.

·        Повышенная нагрузка на орган зрения, возникающая вследствие просмотра большого объема информации.

·        Нервно-эмоциональные и стрессовые состояния.

1.2 Компьютер и  эмоциональное состояние пользователя.

Установлено, что пользователи персональных компьютеров подвержены стрессам в значительно большей степени, чем работники любых других профессиональных групп, когда-либо проходивших аналогичные обследования, включая диспетчеров воздушных линий. К другим обнаруженным жалобам на здоровье относятся «пелена перед глазами», сыпь на лице, хронические  головные боли, тошнота, головокружения, легкая возбудимость и депрессии, быстрая утомляемость, невозможность долго концентрировать внимание, снижение трудоспособности и нарушения сна. Длительная работа за компьютером связана с постоянным раздражением, источником которого могут быть различные ситуации. Наверное, нет такого человека, у которого никогда не “зависал” компьютер с потерей несохраненных данных или не было проблем с какими-либо программами. Возможное неблагоприятное воздействие. Последствия неблагоприятного воздействия физических факторов, сопровождающих работу компьютера, на здоровье пользователей, описаны в многочисленных научно-исследовательских работах российских и зарубежных ученых. В этих работах обнаружены следующие возможные последствия воздействия компьютерных систем на организм человека: заболевания глаз и зрительный дискомфорт, изменения костно-мышечной системы, нарушения, связанные со стрессом, кожные заболевания, неблагоприятные исходы беременности. На состояние здоровья пользователей оказывают влияние параметры экрана монитора, в частности, изменение контрастности изображения в зависимости от освещенности рабочего места, появление бликов на поверхности экрана от ярких источников света и т.д. Важную роль имеют источники света,  параметры мебели и размеры помещения, где расположена компьютерная техника

1.3  Последствия нарушения правил работы на компьютере.

При регулярном нарушении правил эксплуатации компьютерной техники, в случае  длительной  работы за компьютером у человека могут появиться нарушения со стороны отдельных органов и систем, и даже некоторые заболевания, среди них:

·        развитие мышечной слабости и боли в шейных отделах позвоночника, изменение формы позвоночника;

·        боли в суставах;

·        возникновение психологического дискомфорта, нервное переутомление, нервные срывы,  стрессовые ситуации, депрессия;

·        утомление зрения, сопровождаемое слезоточивостью, болью в глазах; 

·        нарушения эндокринной системы;

·        нарушения сердечно-сосудистой системы;

·        изменение биохимических процессов на клеточном уровне;

·        нарушение протекания беременности.

Основными заболеваниями позвоночника, развивающимися вследствие долгого нахождения за компьютером, являются остеохондроз и искривления позвоночника. Если возможность развития искривления позвоночника велика в раннем возрасте, то остеохондроз и его последствия опасны для людей всех возрастов.

 Остеохондроз – заболевание, сопровождающееся дистрофическим изменением межпозвоночных дисков, которое может привести к грыже (выпячиванию) диска, повреждению спинного мозга и отходящих от него нервных отростков и, как следствие, возникновению болей в спине, конечностях и внутренних органах, вплоть до паралича конечностей и смерти. 

 

 

Раздел 2. Правила и нормативы.

2.1 Государственные нормы и правила.

В настоящее время организация работы с компьютерной техникой регламентируется «Санитарными правилами и нормативами "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03», утвержденными  Главным  государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2003 года. Требования  Санитарных  правил  направлены  на  предотвращение неблагоприятного  влияния,   на   здоровье   человека     вредных факторов производственной среды и трудового процесса при работе с ПЭВМ.

2.2 Размещение компьютерного оборудования.

Принципиальным вопросом при размещении компьютерной техники является наличие защитного заземления в помещении, поскольку встроенные в видеодисплейный терминал системы защиты от электромагнитного поля могут работать только при наличии заземления.

2.3 Организация рабочего места.

Правильная организация рабочего места позволяет сохранить здоровье, хорошее настроение и высокую работоспособность. В настоящее время предпочтительным является применение специализированной мебели, приспособленной для установки и использования компьютера и     обеспечивающей требуемые эргономические характеристики рабочего места пользователя. Необходимо ограничивать продолжительность непрерывной работы, которая должна составлять не более двух часов с последующим перерывом на 15 минут. В течение этого времени рекомендуется делать регулярные короткие перерывы в работе для отдыха, самомассажа и гимнастики рук и глаз. Если требуется использовать компьютер длительное время, то необходимо организовать рабочее место так, чтобы оно обеспечивало работу в нескольких положениях тела. Например,  используются передвижные офисные кресла со спинкой, которая может отклоняться немного назад или вперед. Необходимо исключить неудобные позы и длительные статические напряжения. Поза должна быть удобной, не напряженной и не приводить к мышечному утомлению. Постарайтесь чаще менять позу и не забывайте делать перерыв в работе.

2.4 Расположение клавиатуры.

Устройства управления компьютером (клавиатура, мышь и т.п.) следует расположить так, чтобы руки при их использовании занимали обычные удобные положения. Если клавиатура установлена на столе, а высота стола слишком велика, то наиболее простым решением будет подъем кресла на соответствующую высоту. Возможно использование дополнительной подставки для ног. Наиболее удобным считается такое расположение клавиатуры, когда руки пользователя согнуты в локтях приблизительно на прямой угол. Положение рук, когда кисти расположены выше локтей, приводит к быстрой усталости мышц. Как правило, оптимальная поза обеспечивается более низким расположением столешницы, чем у обычного стола. В связи с этим, специальные  компьютерные столы  имеют  дополнительную полочку для клавиатуры (рис.1)

Выноска 3: Полочка для клавиатуры
Подпись:  

 

 

Рис.1. Правильное расположение пользователя при работе

 

2.5 Размещение компьютера на рабочем столе.

Расположите монитор так, чтобы обеспечить оптимальную и удобную для глаз дистанцию, которая составляет 50 – 70 см. Обычно это соответствует такому уровню, чтобы взгляд, направленный на монитор, шел горизонтально, либо немного отклонялся вниз. На экране не должно быть бликов от освещения, которые быстро приводят к утомлению глаз. Необходимо установить монитор перпендикулярно источнику света. Не располагайте его экран напротив  окна или яркой лампы. Свет, падающий на поверхность экрана, затрудняет просмотр данных и может повредить глаза. Для уменьшения бликов применяют защитные экраны, устанавливаемые на видеомонитор.

2.6   Освещение рабочего места.

Окна помещения, где находится компьютер, должны иметь легкие шторы или жалюзи. Это избавит от бликов солнца на экране видеомонитора и создаст равномерный рассеянный свет. Освещенность в помещении, где выполняется работа с компьютером, нужно поддерживать на уровне около 2/3 от обычной. Поверхность позади экрана должна иметь такую же освещенность, как и сам экран. Не устанавливайте излишнюю яркость и контрастность изображения. Это приводит к повышенной утомляемости глаз. Обычно средние значения этих параметров обеспечивают удобство чтения информации, расположенной на мониторе. Для освещения поверхности стола, где размещены необходимые документы, желательно дополнительно использовать настольную лампу (рис.2).

 

 

Выноска 3: Местный источник света

Рис.4. Правильное освещение рабочего места пользователя

 Если часто выполняется ввод текста со страниц документов, то требуется специальный держатель (Copy Holder), который позволит расположить документы в одной плоскости с экраном и на одной высоте с ним  при работе пользователя.

 

2.7  Берегите свой компьютер!

На поверхности экрана оседает пыль и уменьшает его яркость. Необходимо регулярно протирать экран мягким сухим материалом. Эта простая операция снизит потерю яркости и улучшит качество изображения. В загрязненных пылью помещениях происходит оседание частиц на внутренних элементах компьютера. Это может затруднять охлаждение его элементов, вызывать их перегрев и выход из строя. К нарушению теплового режима и перегреву оборудования могут привести оставленные на поверхности видеомонитора документы или посторонние предметы, закрывающие вентиляционные отверстия. Зачастую повреждение поверхности экрана видеомонитора происходит при прикосновении к нему грубых или загрязненных предметов. Поэтому нельзя протирать экран грубой тканью и химическими реактивами.

 

 

Раздел 3. Результаты и их обсуждение.

3.1 Отношение учащихся к компьютеру

С целью исследования  отношения учащихся к компьютеру соблюдения учащимися санитарно гигиенических правил было проведено анкетирование учащихся 5 - 11 классов. Результаты анкетирования были обработаны методами статистики и представлены в виде диаграмм. По результатам анкетирования выяснилось, что большинство учащихся очень много времени уделяют компьютеру. Учащиеся 5-х классов несколько  раз в неделю садятся за компьютер.  Если компьютер сломается, то многие обучающиеся  постараются найти способ как можно быстрее отремонтировать компьютер, некоторые видят ему замену: 1) просмотром передач по  телевизору,               2) учебой, 3) прогулками с друзьями. И небольшое количество ребят будут читать книгу или займутся делом (музыкой, игрой на музыкальном инструменте, спортивными упражнениями).  Все опрашиваемые играют в компьютерные игры  чаще это: гонки, карты, стрателли, sims, и т.д. реже ребята играют в познавательные, логические, исследовательские игры. В старших классах  времени проводимое у компьютера меньше, чем в основной школе это связано с тем, что учащиеся много времени затрачивают на подготовку домашнего задания и чаще ребята используют компьютер для выполнения рефератов, поиска нужной  информации т. е для учебы.

Выводы:

          1) У подавляющего числа учащихся есть дома компьютер, практически все учащиеся умеют работать на ПК и пользоваться Интернетом.

2) Выяснилось, что многим учащимся нравятся компьютерные игры. Некоторые учащиеся использует ПК для учебных заданий. Однако, велико число тех, кто использует компьютер просто для игры.

3) Проанализировав вопрос возможной замены компьютера чем-либо или кем-либо, было  установлено, что некоторые  учащиеся предпочитают общение с друзьями, однако есть ребята, кто считает компьютер незаменимым.

4) По результатам анкетирования выяснилось, что большинство учащихся очень много времени уделяют компьютеру.

5) Изучив ответы на вопрос анкеты о продолжительности работы на ПК без перерыва, получилось , что более 23% учащихся разных классов проводят у компьютера без перерыва примерно, около двух часов.

6) В старших классах чаще компьютер для обучающихся не средство для развлечения, а средство для получения нужной информации.

 

Результаты анкетирования.

1. Имеется ли у вас дома компьютер?

2. С какой целью он используется?

 

 

3. Сколько времени вы проводите у компьютера?

     

 

4. Какие компьютерные игры вы предпочитаете?

      

 

 

 

 

5. Если у вас сломается компьютер, что вы будете делать?

 

 

 

 

 

 

Раздел 4. Сохрани свое здоровье!

Не следует забывать о физических упражнениях, которые помогают сохранить хорошую работоспособность и предотвратить неблагоприятное воздействие компьютера. В Приложениях к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 приведены полные комплексы упражнений, которые рекомендуется выполнять в учебных классах или при индивидуальной работе с компьютером. Они включают физкультурные паузы и упражнения для глаз. Некоторые из них приведены ниже.

1 упражнение: потягивание.

Сидя на стуле, ноги согнуты в коленях, руки положить на пояс. Перевести руки за голову, пальцы переплетены, прогнуться, голову наклонить назад, напрячь все мышцы тела – вдох. Слегка наклониться вперед, вернуть руки на пояс – выдох. Упражнение повторить 4-5 раз.

2 упражнение: разминка для ног.

Сидя на стуле, установленном на расстоянии 50-60 см от стола, подвести руки к плечам, ноги выпрямить и поставить пятками на пол – вдох. Согнуть ноги, руками обхватить голову и подтянуть к груди, напрячь мышцы живота – выдох. Упражнение повторить 3-4 раза.

3 упражнение: наклоны туловища с поворотом.

Сидя на стуле, руки к плечам, ноги согнуты в коленях. Наклониться вперед, правым локтем коснуться колена левой ноги – выдох. Принять исходное положение – вдох. Наклониться вперед, левым локтем коснуться колена правой ноги – выдох. Повторить упражнение 4-5 раз в медленном темпе.

4 упражнение: упражнение для пальцев. Сидя на стуле, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулак. Распрямить пальцы без напряжения. Согнуть пальцы в кулак – без напряжения.  Повторить 8-10 раз.

5 упражнение: упражнение для глаз.

Отвернитесь от монитора, закройте глаза и быстро 10 раз зажмурьтесь, не размыкая век. Затем 10 раз интенсивно поморгайте, стараясь открывать и закрывать глаза с максимально возможной частотой и амплитудой. Круговые движения глаз, 6-8 кругов влево и вправо.

Эти простые упражнения позволяют без ущерба для здоровья ежедневно использовать компьютер и предотвращают быстрое утомление.

Питание.

Защитить себя от вредного компьютерного излучения можно при помощи обычных продуктов питания с высоким содержанием витаминов С и Е. Витамин С спасает не только от  простуды, но и от  рентгеновских лучей. Он находится в капусте, киви, манго, цитрусовых. Витамин Е нейтрализует действие всех видов компьютерного излучения. Его много в миндале, кукурузном масле, семенах подсолнечника.

Профилактика нервных расстройств

·        Постарайтесь сделать так, чтобы при работе компьютер давал меньше сбоев и не раздражал вас. Например, структурируйте информацию, чтобы ее было легче найти, содержите мышку в чистоте, чтобы нормально действовал курсор и т.д.

·        При работе в сети Интернет не ждите загрузки одной страницы, посмотрите в это время другую, постарайтесь пользоваться быстрым и качественным доступом.

·        Делайте перерывы в работе за компьютером, при этом следует  встать со своего рабочего места.

 

 

 

Заключение

Уровень здоровья человека в значительной степени зависит от того образа жизни, который он ведет. Современные учебные нагрузки заставляют учащихся просиживать за тетрадями и книгами долгие часы. Применение компьютера в образовательном процессе позволяет облегчить освоение учебного материала, получить большое количество новой необходимой информации, осуществлять контроль знаний учащихся и т.д.К сожалению, при всех достоинствах компьютерной техники, она может служить причиной неблагоприятных изменений состояния здоровья пользователей, если не соблюдаются правила ее использования. Как следует из проведенного мною исследования, учащиеся средних и старших классов уделяют работе за компьютером значительное время. При этом существует опасность использования учениками ПК только как игровой приставки. Необходима просветительная работа среди учащихся с целью показа всех возможностей использования компьютера для различных сфер жизни.  Важным моментом сохранения здоровья учащихся при всё более возрастающей роли компьютерных технологий в нашей жизни, по моему мнению, является правильная организация рабочего места и режима работы, соблюдение техники безопасности и элементарных гигиенических правил пользователями ПК. Необходимо также пропагандировать среди учащихся здоровый образ жизни, двигательную активность на свежем воздухе, занятия физкультурой и спортом. При соблюдении всех этих условий компьютер превратится в вашего друга и верного помощника.

 

 

 

 

Литература

 

1.     Гельман В.Я. Медицинская информатика. Практикум (2-е изд. исправленное). - С-Пб: Питер, 2002.- 480с.

2.     Герасевич В. Самоучитель. Компьютер для врача. - С.-Пб.: БХВ-Петербург, 2004. - 512с.

3.     Сабанов В.И., Голубев А.Н., Комина Е.Р. Медицинская информатика и автоматизированные системы управления в здравоохранении. Учебно- методическое пособие к практическим занятиям. – Волгоград, 2006. – 155с. 

4.      «Санитарные правила и нормативы "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03», утвержденные  Главным  государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2003 года.

 

 

 
Вернуться назад