МОУЯгуновская 
средняя 
школа


Главная


История школы

Новости сайта

Предметник

Мой класс

Достижения

Инновации

Детская организация

Музей

Дошкольное образование

Дополнительное образование

Родительская страничка

Контакты

Гостевая книга


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ЯГУНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
КЕМЕРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

САМООБРАЗОВАНИЕ


 

  Экологическое воспитание

 обучающихся

 

Комплексная программа для учащихся 9 классов

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

1. Пояснительная записка3

2.Система внеклассных мероприятий экологической направленности5

3. Программа элективного курса по биологии для 9 класса

«Тропою экологических тайн……………………………………7

3.1 Примерный учебно-тематический план…………………………….14

3.2 Содержание учебно-образовательной информации………………..18

3.3  Характеристика междисциплинарных связей……………………...20

3.5 Перечень оборудования……………………………………………22

3.6 Литература для учащихся  и учителей………………………………25

4. Программа экологического лагеря «Робинзоны»…………………….37

4.1 Индивидуальные и групповые занятия в экологическом лагере…..43

4.2 Список литературы……………………………………………………66

 

Пояснительная записка

 

Проблема. Экологическое воспитание как средство формирования культуры взаимоотношений обучающихся с окружающей средой.

Тема: Экологическое воспитание учащихся

Сроки реализации программы: 2008-2010 г.

Гипотеза: разработка системы экологического воспитания предполагает:

-преемственность в обеспечении воспитательного процесса с системой кружковых и факультативных занятий;

-создание условий для непрерывного личностного развития каждого учащегося;

- формирование культуры взаимоотношений человека с окружающей средой; современного экологического мышления.

Цель: формирование культуры взаимоотношений человека с окружающей средой через различные виды воспитательно-образовательной деятельности.

Задачи:

- создать условия для экологического воспитания учащихся в образовательном учреждении;

-    сформировать экологические знания, умения и навыки  у обучающихся;

- приобщить обучающихся к решению проблем природоохранной деятельности;

Основные направления содержания деятельности. Система экологического воспитания учащихся формируется через организацию и проведение различных внеклассных мероприятий экологизированной направленности, через исследовательскую и практическую деятельность в рамках школьного экологического лагеря, через введение элективного курса «Тропою экологических тайн».

Условия реализации программы. Разработка программы работы школьного экологического лагеря; разработка комплекса воспитательных мероприятий экологической направленности, издание экологических вестников, бюллетеней, листовок; проведение устных экологических журналов; разработка и внедрение программы элективного курса.

Ожидаемые результаты:

- повышение уровня экологической воспитанности учащихся 9 класса;

- повышение уровня экологических знаний и умений;

- повышение интереса школьников к практической природоохранной деятельности;

 Система  внеклассных мероприятий  экологической направленности

 

 

 

П/П

 

 

 

Мероприятие

 

 

 

Цель, задачи мероприятия

 

 

 

Форма

проведения

 

 

1

 

«Натуралисты вперед»

Развитие познавательной активности учеников, интерес к природе.

 

Своя игра

2

 

 

«Клуб всезнаяк»

Совершенствование внимания, мышления и творческого воображения, развитие познавательного интереса к природе.

 

КВН

 

3

 

 

«Лучший из лучших»

 

 

Формирование интереса к биологии, воспитание стремления к постоянному совершенствованию своих знаний.

 

 

 

Слабое звено

 

 

4

«Путешествие в макромир»

Формирование познавательного интереса к предмету биологии, выявление знаний и умений учеников.

Поле чудес

 

 

5

 

 

«Человек и природа»

 

Обучить детей любить и защищать природу, расширить знания детей о значении природы в жизни человека.

 

 

 

Устный

журнал

 

 

6

«Лекарственные растения в жизни человека»

 

Расширить и углубить знания учеников о лекарственных травах, Формировать у ученика бережное отношение к природе.

 

 

Конферен-

ция

 

7

 

«Исчезающие виды растений Кемеровской области»

 

Ознакомить учеников с

редкими и исчезающими

видами растений, убедить их

в необходимости беречь

природу.

 

Викторина

 

 

8

«По просторам биологии»

 

Прививать интерес к предмету биологии, развить познавательные способности.

 

 

КВН

 

Тропою экологических тайн

 

Программа элективного курса по биологии для  9 класса

 

             «Человек, овладевший

             экологической культурой, относится

             к природе как к матери, считает ее

своим родным домом, который

надо беречь и о котором надо

заботиться»

 

                            академик И. Д. Зверев.

 

 

 

Пояснительная записка

 

Развитие цивилизации неразрывно связано с усилением воздействия человечества на окружающую среду. Параллельно с изменениями в системе «природа – человек» шли изменения в самом человеческом обществе. Некоторые из них приобрели глобальный характер: от решения связанных ними проблем зависят судьбы всего человечества. По словам В. Распутина, экология стала самым громким словом на Земле, громче войны и стихии. И только образование может и должно решить задачу реализации нового стиля социального поведения, во многом противоречащего жизненному опыту предшествующих поколений, как продуктивную встречу поколений, как создание и сохранение единого экологического образовательного пространства. Это курс по выбору в 9-х классах «Тропою экологических тайн»

Изучение проблем, связанных с окружающей средой и использованием природных ресурсов, носит междисциплинарный характер. Понять общие закономерности экологических процессов и роль человека в этом мире невозможно без владения основами как естественных, так и гуманитарных и технических знаний. При решении экологических задач о состоянии природной среды – области экономики, права, этики, психологии и других наук. В последнее время экология стала сферой повышенного интереса политиков. Поэтому каждый человек обязан, активно участвовать в разнообразной интеллектуальной и практической деятельности и воспитание высокой экологической культуры совершенно необходимо.

Экологическая культура – это культура  взаимодействия с окружающим миром: осознанное стремление ценить себя – свое здоровье, свою индивидуальность; ценить других людей; с уважением относиться ко всем проявлениям жизни; воспринимать мир во всем его богатстве форм, красок, звуков.

Для этого курса предпочтительнее смешанная модель экологического образования: вводится новый курс экологической направленности с одновременной экологизацией  традиционных учебных предметов. Она должна обеспечить:

- определенный уровень преподавания за счет обобщения теоретических концепций естествознания и обществознания с идеями и понятиями классической и социальной экологии;

- формирование бескорыстных и возвышенных мотивов деятельности по отношению к окружающей среде, уверенность в преодолении экологической опасности, убеждения во всесторонней ценности природы для человека и общества;

- воспитание человека, ответственного за принимаемые экологические решения.

Обучение школьников экологии опирается на полученные ранее знания по биологии, химии, географии, физики, обществознанию и осуществляется на основе развития  и обобщения экологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого – природоохранительного мышления и подготовку учеников к практической деятельности, которая должна носить массовый, обязательный характер, так как именно реальное улучшение окружающей среды своей местности – один из показателей эффективности экологического образования.

Сложность и многоплановость содержания экологических знаний, ориентация преподавания на базовые знания требует особых принципов преподавания. К ним относятся: признание личностной значимости обучения посредством диалога учителя и учащихся; разнообразность изложения, сравнения, аналогии, идеализация процессов, расчленение противоположных характеристик; принцип активности обеспечивает приспособление к экологическим акциям, участие в региональных и локальных экологических проектах.

Все это определяется содержанием программы и школьных учебников, которые строятся с учетом как классической биологической экологии, так и экологии человека. Содержание курса экологии определяется принципами научности, гуманистичности, прогностичности системного отбора информации и реальной экологической деятельности. В соответствии с представлениями современной науки центральное и фундаментальное понятие экологии – экосистема, а важнейший компонент любой экосистемы – биологическое разнообразие. Устойчивость и жизнеспособность экосистемы во многом зависит от внутренней дифференцированности составляющих элементов. Анализ поведения человека при столкновении с экосистемами как сверхсложными образованиями подтверждает роль курса Экологии в развитии нового мышления: необходимость и возможность быстрой оценки последствий изменений в научно-техническом и общественном прогрессе. Итак, в основу данной программы положен экосистемный подход на основе принципа единства живой и неживой природы и участии человека и всего общества в глобальных экологических процессах.

В условиях предпрофильного образования целесообразно организовать занятия элективного курса по модульному типу. Построение модуля как системы занятий, сочетающей в себе лекцию, семинар,  практикум, ролевую или деловую игру и другие виды деятельности, позволяет включать учащихся в учебно-практическую деятельность, которая затронет как эмоциональную, так и рациональную сферы сознания учащихся. Предлагаемые модули, названные тайнами, рассчитаны на то, что бы повысить интерес  школьников к решению экологических проблем, усилить их желание принять участие в активной деятельности по защите окружающей среды.

Данная структура курса препрофильной подготовки поможет ученикам проверить себя: «Могу ли я, хочу ли я учить это»

Тайна первая: Я и природа. Эти занятия носят в основном воспитательную и развивающую направленность: пробудить желание активно участвовать в познании и защите окружающей среды.

Другие модули – тайна вторая: Организм и среда обитания, и Тайна 3: Жизнь в окружающей среде – помогут ученику подготовиться к сдаче экзамена и к успешному обучению в профильной школе. Эти занятия расширяют и углубляют базовые знания темы «Экология» учебного предмета биологии, а так же систематизируются и обобщаются разделы «Растения» и «Животные».

Проблемное обсуждение острых ситуаций, критика негативных сторон природопользования способствует реализации права граждан на достоверную информацию в целях улучшения качества жизни.

Тайна четвертая: Человек и природа. В результате у учащихся укрепляется чувство оптимизма, уверенность в достижении положительного результата, поэтому акцент делается на участие в практических делах по изучению состояния среды. Заканчивается элективный курс (модуль III) экологическим практикумом на базе летнего трудового лагеря школы, где можно подключить и учащихся еще и 8 класса.

В целом содержание курса включает два направления знаний: мировоззренческий и конкретно-научный. Введение в содержание идеи устойчивого развития обеспечивает связь естественнонаучных, социальных и политических аспектов экологического образования.

Программа курса по выбору рассчитана на 34 часа, по 2 часа в неделю, предпочтительнее во II полугодии. В программе указано примерное количество часов на изучение темы, резервное время (2 часа), учитель может использовать по своему усмотрению.

Данный элективный курс опирается на учебник и рабочую тетрадь для общеобразовательных учебных заведений под редакцией Криксунова Е. А и др. Экология 9 класс.

Кроме того, образовательные учреждения должны ориентироваться на использование в обучении требований к уровню обязательной общеобразовательной подготовки выпускников и заданий – измерителей для определения достижения этих требований содержания образовательной области «Экология» и контрольно-измерительных материалов по биологии для ЕГЭ, где имеются задания разных уровней сложности по экологии.

Элективный курс «Тропою экологических тайн» имеет широкий общеобразовательный развивающий характер, формирует у учащихся личностное отношение к проблемам экологии и знания, которые способствуют профориентации учащихся, сознательному выбору профессий, связанных с экологией и биологией.

В приложении к программе дано примерное тематическое планирование с методическими рекомендациями учителю.

 

              Примерный учебно-тематический план.

№ п/п

Темы

Всего часов

В том числе

теория

практика

 

1.

Модуль I (общий)

Тайна первая: Я и природа.

 

8

 

3

 

5

 

2.

Модуль II (по выбору)

Тайна вторая: организм и среда.

 

9

 

4

 

5

 

3.

Тайна третья: жизнь в окружающей среде.

10

4

6

 

4.

Тайна четвертая: Человек и природа.

 

5

 

0

 

7

 

 

Итого:

34

11

23

 

 

Примерное планирование.

 

№ п/п

Темы занятий

Количество часов

 

Всего

 Т

 П

I. Тайна первая: Я и природа

8

3

5

1

Экология как наука. Экологические факторы.

 

1

1

 

2

     История развития экологии.

 

1

1

 

3

     Роль экологии в современном мире и её проблемы.

 

1

1

 

4

«Я и природа».

 

1

-

1

5

«Я – эколог, или поиски трех аргументов».

 

1

-

1

6

«Я – в противоположных ролях».

 

1

-

1

7

«Экологические факторы».

 

1

-

1

8

«За чистоту родного края». (ролевая игра)

 

1

-

1

II. Тайна вторая: организм и среда обитания.

9

4

5

1

Среда обитания организмов: условия и ресурсы.

 

1

1

1

2

Растения: соответствие между организмами и средой их обитания (обобщение курса «Растения»).

 

1

1

 

3

Животные: соответствие между организмами и средой их обитания Обобщение курса «Животные»).

 

1

1

 

4

Основные пути приспособления организмов к среде.

 

1

1

 

5

Практическая работа №1.

Изучение приспособленности организма к определенной среде обитания.

 

1

-

1

6

 

 

Экологическая ниша.

 

 

1

 

 

 

 

 

-

1

7

Практическая работа №2:

 «Ландшафтное проектирование».

 

1

-

1

8

Решение экологических задач: как факторы среды влияют на организмы.

 

1

-

1

9

Решение экологических задач: организмы и среда их обитания.

1

-

1

III. Тайна третья: жизнь в окружающей среде.

10

4

6

1

Основные характеристики популяций.

 

1

1

-

2

Решение экологических задач: экология популяции.

 

1

-

1

3

«Как учитывают популяции» - практическая работа №3.

 

1

-

1

4.

Типы экологических взаимоотношений.

 

1

1

-

5

Решение экологических задач: цепи и сети питания: кто кого или что ест.

 

1

-

1

6

Экосистемы, их признаки и компоненты.

 

1

1

-

7

Биогеоценоз, его состав и структура.

 

1

1

-

8

Практическая работа №4: «Экологическая моделирование: составление упрощенной модели взаимодействующих популяций» (аквариум, лес, луг).

 

1

-

1

9.

Решение экологических задач: условия устойчивости природных сообществ.

 

1

-

1

10

Экскурсия: «Биогеоценоз смешанного леса» (луга, водоема).

 

1

-

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подпись: IV. Тайна четвертая: Человек и природа.
7
-
7
1.
Практическая работа № 5:
Почему надо сохранять биоразнообразие.
 
1
-
1
2.
 Игра-симпозиум «планета в опасности».
 
2
-
2
3-4
Экопроект «Как спасти природу на планете».
 
3
-
3
5
Практическая работа №6: Биоразнообразие моего края».
 
1
-
1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебно-образовательной информации (34 часа, 2 часа в неделю).

Модуль I (общий).

Тайна первая: я и природа (8 часов)

Экология как наука. История развития экологии, её роль в современном мире и проблемы. Экологические факторы. Необходимость экологических знаний для человека: взаимодействие с окружающим миром.

 

Решение экологических задач.

Занятия – тренинги: Я и природа; Я – эколог; Я в противоположных ролях.

Зачет «За чистоту родного края» (ролевая игра).

 

Модуль II (по выбору).

Тайна вторая: организм и среда обитания (9 часов)

Среда обитания организмов: условия и ресурсы. Соответствие между организмами и средой их обитания: растения и животные.

Основные пути и формы приспособления организмов к среде: образ жизни – активная и скрытая жизнь; возможности размножения и ограничение средой; жизненные формы видов; ритмы жизни.

Понятие об экологической нити.

  Решение экологических задач.

Практическая работа

1.     Изучение приспособленности организма к определенной среде обитания.

2.     Ландшафтное проектирование.

Зачет «Организмы и среда обитания» (решение задач).

Тайна третья: жизнь в окружающей среде (10 часов).

Понятие о популяции как о форме существования биологических видов. Значение популяций в природе. Основные характеристики популяций. Численность популяции и её измерение. Демографические показатели популяций. Колебания численности популяций и их механизмы.

Понятие экосистемы. Биоценоз как основа природной экосистемы.

Биогеоценоз, его состав и структура. Условия устойчивости природных сообществ. Сукцессии.

Решение экологических задач.

Практическая работа

3.     Как учитывают популяции.

4.     Экологическое моделирование: составление упрощенной модели взаимодействующих популяций.

Экскурсия Биогеоценоз смешанного леса (луга, водоёмы)

Зачет «Условие устойчивости природных сообществ» решение задач.

             Тайна четвертая: Человек и природа (7 часов)

5.     Современное состояние природной среды. Загрязнение окружающей среды: атмосферы, почвы, воды. Радиоактивное загрязнение  окружающей среды. Основные подходы к рациональному использованию природы и ее ресурсов.

    Практическая работа.

Почему надо сохранять биоразнообразие.

Состояние биоразнообразия моего края

Зачет: «Как спасти природу на планете» (экопроект)

 

Характеристика междисциплинарных связей.

Достижение всех целей курса определяет необходимость вычленения междисциплинарных базисных понятий и определения основных направлений интеграции и дифференциации обучения экологии и их усилению.

Содержание экологического образования должно строиться на основе интегрированной научной картины природной и социальной действительности. Базисная научная картина мира в общеобразовательной школе обязана исходить из:

-системной организации окружающей среды;

-экосистемной организации жизни, синергической природы экосистем, универсального эволюционизма, предполагающего взаимо­действие развивающихся систем с окружаю­щей средой;

-понимания сущности человека как постбио­логического существа, система связей и отно­шений которого является зеркальным отобра­жением связей в природе;

-значительности единичных усилий каждого человека для макросоциальных процессов и вследствие этого высокой ответственности индивида за поступки и действия;

-представления ответственности как меры свободы человека, как системы внешних (к среде обитания) и внутренних (к своему здо­ровью) отношений, как экологического импе­ратива;

-примата целого по отношению к части, не­выводимости целого из части;

-необходимости устойчивого развития и ста­новления ноосферы.

Такая картина мира исходит из характери­стики жизни как уникального явления, связан­ного и с космическими, и с земными процес­сами, учитывает пространственно-временную специфику проявления жизни, глубокое един­ство исторического процесса, социально-культурных явлений и природных особенностей нашей планеты.

 

Биология. Многообразие живых организмов, адаптация, роль в природе и хозяйственной деятельности человека, факторы среды, обмен веществ, динамическое равновесие и устойчивость популяций, биоценозов, экосистем, здоровье и здоровый образ жизни человека.

Химия, физика. Круговорот веществ и потоков энергии в природе. Свойства основных биогенных элементов. Применение законов термодинамики.

География. География народонаселения, географические и климатические условия жизни, отрасли мирового хозяйства, рациональное природопользование.

История и право. Производительные силы и производственные отношения.

Математика. Показательная функция, геометрическая прогрессия, построение графиков: по оси Х (абсцисс) и по оси У (ординат), координаты (0; 0) и др., область значений функции.

 

Перечень оборудования для работы по программе.

 

№ п/п

Наименование оборудования

Назначение

1

Гербарий

- зеленые водоросли, лишайники, мхи, элодея, тростник обыкновенный, калужница болотная, рис, бодяг огородный, лиственные породы лесов умеренного леса, сорные растения, полынь, ковыль.

Практическая работа № 1: для определения экологических приспособлений у организмов.

2

Комнатные растения

- кактусы, молочай, алоэ, молодило, аспарагус, кислица.

Практическая работа № 1: для определения экологических приспособлений у организмов.

3.

Иллюстрации

-         лапы водоплавающих и болотных птиц,  лесных птиц,  открытых пространств, хищных птиц.

 

Практическая работа № 1: изучение строения конечностей птиц в зависимости от среды обитания.

 

-         Тексты заданий № 32-34 (рабочая тетрадь. Экология: 9 класс, Криксунов Е. А и др.)

 

Практическая работа №2: определение растений одного фитоценоза.

-         компоненты цепей питания: продуценты, консументы, редуценты.

 

 

Практическая работа №4: взаимосвязь организмов.

    - тексты заданий (рабочая тетрадь, № 80-100)

 

Практическая работа №4: взаимосвязь организмов.

4.

Искусственные экосистемы:

- аквариум, класс, квартира, дом.

Практическая работа №3: Определение плотности

5.

Натуральные объекты

-         семена бобов

Практическая работа №3: учет популяций.

- луг, парк.

Практическая работа №3: определение плотности.

-          аквариум как мини экосистема или лес, парк

 

 - рулетка

 

Практическая работа №4: модель природных явлений.

Экскурсия: разметка площадок.

 

-         банка

 

 

Экскурсия: сбор мелких животных для подсчета

 

-         фотоаппарат

 

 

 

 

Экскурсия, практические работы: фотографирование природных объектов.

 

     - термометр

Экскурсия: измерение температуры воздуха.

-         канцелярские принадлежности

 

 

Оформление результатов мониторинга

- лупа карманная (7х)

Наблюдение в природе объектов мониторинга.

6.

Дополнительно: экологический практикум.

 

-         Секатор (ножницы)

 

Для срезки веток

     - гербарный пресс

 

Для сушки гербарных экземпляров

     - гербарная папка

Для оформления и описания гербария растений

     - копалка (маленькая лопатка)

Для выкапывания растений с корневой системой для гербария.

 

     - мешки

Для сбора лекарственного сырья

      - энтомологический сачок

Для отлова насекомых для фотографирования.

     - морилка

Для умерщвления насекомых

 

    - расправилка

Для сушки насекомых

 

    - энтомологическая коробка

Для коллекции и хранения высохших насекомых.

 

 

                               Литература для учащихся.

 

Основная:

1.               Криксунов, Е. А., Пасечник,В. В., Сидорин А. П. Экология. 9 класс.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Изд. Дом «Дрофа», 1997.

2.               Криксунов ,Е. А., Королев, Ю. Б., Пасечник В. В. Экология: 9 класс: рабочая тетрадь. – М.: «Дрофа», 1996.

3.               Зверев, И. Д.    Практические занятия по экологии для учащихся 9 класса.  – М.: «Просвещение», 1998.

Дополнительная:

1.     Браун ,В. Настольная книга любителей природы/ пер. с англ. Л.: Гидрометиздат, 1987.

2.     Гаев ,Л. Я., Самарина, В. С. Наши следы в природе. – М.: «Недра», 1991.

3.     Глобальная экологическая проблема. – М.: «Мысль», 1998.

4.     Книга для четния по охране природы: для учащихся 9-10 классов средней школы. – М.: «Просвещение», 1996.

5.     Экологический словарь/ авторы – составители: Делятицкий С., Зайонц И. и др.: «Конкорд ЛТД – Экопром, 1993.

 

Литература для педагогов.

                             Основная:

 

1.     Экология: Временный государственный образовательный стандарт. – М, 1993.

2.     Экология: что должен знать и уметь школьник. – М.: «Школа – пресс», 1997.

3.     Экология: Программы общеобразовательных учреждений. – М. : «Просвещение, 1998.

4.     Современные проблемы экологии: Книга для учителя/ Баканина Ф. М., и др. – М.: «Просвещение, 1997.

5.     Зверев, И. Д.    Практические занятия по экологии для учащихся 9 класса.  – М.: «Просвещение», 1998.

6.     Прутченков, А. С., Самкова, В. А. Десять занятий по экологии / биология в школе. 1995. №4 – 1996 №3.

7.     Федоров, В. Д., Гильманов, Т. Г. Экология. М.: Изадельство МГУ, 1990.

8.     Экологическое образование, ч III. – Челябинск: «Челябинский рабочий», 1992.

Дополнительная:

1.     XX век: Последние 10 лет. 1990-1999. М.: прогресс – Пангея, 1992.

2.     Козлова, Т. А., Сухова, Т. С., Сивоглазов, В. И. Экология: книга для учителя. – М.: Школа-Пресс, 1996.

3.     Лосев, К. Проблемы экологии России. М.: ВИНИТИ, 1993.

4.     Одум, Ю. Экология. М.: Мир, 1986. Т 1, 2.

5.     Окружающая среда6 энциклопедический словарь – справочник: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1993.

6.     Суравегина, И. Т., Мамедов, Н. М. Экология: задания, тесты: рабочая тетрадь. – М.: школа – Пресс, 1996.

 


 

Приложение 1

Примерное тематическое планирование курса “Тропою экологических тайн”.

 

п/п

               Тема занятия

Форма,

тип урока

               Основные понятия

Примерное содержание,

методические рекомендации

1

Тайна первая: “Я и природа”

Экология как наука. Экологические факторы.

Комбинированный урок с элементами лекции. Беседа, рассказ с элементами беседы.

Экология, особь, популяция, биотоп, экосистема, биосфера.

1.     Что изучает экология. П.1 (учебник под ред. Криксунова Е.А.).

2.     Задачи экологии.

3.     Экологические методы исследования.

4.     Экологические факторы, их совокупность и взаимосвязь: абиотические, биотические, антропогенные факторы (лекция со схемой)

2

История развития экологии как науки

Лекция с заполнением таблицы

Фамилии учёных – экологов, их заслуга, портреты учёных.

1.     Самостоятельная работа стр.3 (рабочая тетрадь), задания №1,2

2.     Лекция.

3.     Самостоятельная работа (стр. 13-18 учебник), (стр.4, задание №4 ( рабочая тетрадь)).

 

3

Роль экологии в современном мире и её проблемы.

Семинар

Экологическая культура, природные ресурсы, законодательство, права людей, современные технологии, глобальные, региональные и локальные проблемы.

Обсуждение предлагаемых суждений для критической оценки по группам “согласен”, ”не согласен”, “сомневаюсь”, и выбор альтернативы при решении проблем окружающей среды.

4

Решение экологических задач: Я и природа.

Экологическое тестирование, экотренинг, практическое занятие.

Самооценка, музыка о природе.

1.     Тренинг: Кто я? Я - …(~20 ответов).

2.     Обсуждение результатов.

3.     Тестирование “Моё отношение к природе”.

4.     Обработка результатов тестов. Обсуждение итогов тестирования.

5.     Составление эколого-этических принципов жизни человека.

5

Решение экологических задач: Я – эколог, или поиск трёх аргументов.

Дискуссия, экотренинг, практическое занятие.

Отражение противоречий общество – природа.

1.     Тренинг: Я-эколог- в течении 5-7 минут написать три наиболее важных аргумента в пользу экологии.

2.     Обсуждение результатов в паре.

3.     Дискуссия: “Три аргумента”.

4.     Составление принципов экономики и окружающей среды.

6

Решение экологических задач: Я – в противоположных ролях.

“карусель”-диалог, практическое занятие

Образ жизни человека, ресурсы, резервы.

1.     Подготовка к диалогу: (1 вариант – Я-сторонник экологически целесообразного образа жизни; 2 вариант – Я-сторонник потребительского отношения к природе). Приготовить доводы и аргументы для своей роли.

2.     Диалог в форме карусели (два круга учащихся).

3.     Смена ролей.

4.     “Карусель”.

5.     Подведение итогов.

7

Решение экологических задач: Экологические факторы.

Урок – решения задач.

Абиотические, биотические, антропогенные.

1.     Беседа по лекции (см Ур №1, стр. 20-21 учебника).

2.     Решение задач № 10,11,12 с комментированием (смотри раб. тетрадь. Стр.6).

3.     Самостоятельная работа – решение задачи №13 (стр.7, раб. тетрадь ).

8

“За чистоту родного края”

Ролевая игра

Экологическое движение, “Гринпис”, экомаркетинг

1.     Подготовка “выступления по радио”, ”заметки в газету”, мини сценария, стенда, рекламы и антирекламы.

2.     Защита своих проектов.

1(9)

Тайна вторая: Организм и среда обитания.

Среда обитания организмов и ресурсы.

Лекция с элементами беседы.

Гидробионты, эдафобионты, эврибионты; толерантность, адаптация.

1.     Лекция в объёме (п.1.1(учебник)).

2.     Отработка новых понятий.

2(10)

Растения: соответствие между организмами и средой их обитания

Семинар.

Естественный отбор. Эволюция, адаптация растений, жизненные формы растений.

Повторение и обобщение курса “Растения”. Цель: расширить экологический аспект курса; повторение курса к экзамену (программный базовый учебник по биологии).

3(11)

Животные: соответствие между организмами и средой их обитания.

Семинар.

Естественный отбор. Эволюция, адаптация животных, жизненные формы животных.

Повторение и обобщение курса (“Животные”, п.1.2(учебник)).

4(12)

Основные пути приспособления организмов к среде.

Лекция с элементами беседы.

Образ жизни, размножение, жизненные формы, ритмы жизни.

1.     Возможности размножения организмов и их ограничения средой.

2.     Активная и скрытная жизнь (анабиоз). Создание внутренней среды.

3.     Понятие конвергенции.

4.     Приспособительные ритмы жизни (суточные, годовые). П.1.2, 1.3 (учебник).

5(13)

“Изучение приспособленности организмов к определённой среде обитания”.

Практическая работа №1

 

1.     Изучение особенностей строения конечностей птиц в зависимости от среды обитания: рассмотреть задние конечности птиц, сравнить длину ног с длинной пальцев, найти специализацию в зависимости от объектов добычи (водоплавающие, болотные, лесные, хищные птицы и птицы открытых пространств).

2.     Изучение особенностей строения растений в зависимости от способов регулировать водный обмен (от увлажнения окружающей среды, погружённые в воду, растущие по берегам, теплового режима, недостаточного увлажнения).

6(14)

Экологическая ниша.

Комбинированный урок с элементами лекции.

Экологическая ниша и местообитания.

1.     Что такое экологическая ниша.

2.     Разнообразие экониши.

3.     Экониши зелёного растения.

4.     Взаимосвязь экониш.

5.     Графическое изображение экологических ниш. П.1.4(учебник).

7(15)

“Ландшафтное проектирование”

Практическая работа №2

 

1.     Изучение теоретического материала: сообщество, экосистема, биогеоценоз, биосфера (п.4.1(Криксунов Е.А. и др. Экология,9 класс)).

2.     Решение задач № 32-34 (рабочая тетрадь, Экология, 9 класс. Криксунов Е.А. и др.), стр.224(учебник, Экология, 9 класс).

Описание ландшафта (биогеоценоза): климат, почвы, растительный и животный мир.

8(16)

Решение экологических задач: как факторы среды влияют на организмы.

Практическое занятие

Физические и химические факторы, принцип оптимума, лимитирующий фактор.

Решение задач:

1.     Абиотические факторы: физические и химические.

2.     Принцип оптимума: влияние температуры, солёности и других условий на рост, развитие организмов.

3.     Лимитирующий фактор: анализ графиков численности вида.

9(17)

Решение экологических задач: организмы и среда их обитания.

Зачётный урок решения задач.

Обобщение понятий темы.

Решение экозадач № 14-31 (выборочно) (рабочая тетрадь, стр 8).

 

Тайна третья: Жизнь в окружающей среде

 

 

 

1(18)

Основные характеристики популяции.

Лекция.

Популяция, самовоспроизводство, плотность, возрастная структура.

1.     Понятие популяции.

2.     Природные популяции и их свойства (в объёме гл. 2 (учебник)).

2(19)

Решение экологических задач: экология популяции.

Урок решения задач.

Популяция, её свойства.

1.     Беседа по лекции (см ур. 1, гл. 2(учебник)).

2.     Решение задач №36-54 (выборочно), с комментированием.

3.     Самостоятельная работа – решение задач №55,57 (стр. 22, раб. тетрадь)

3(20)

Как учитывают популяции

Практическая работа №3.

Популяция, плотность популяции, учёт популяции.

1.     Выполнение самостоятельных заданий по динамике популяций: стр. 54,61,69 (учебник Экология, 9 класс).

2.     Практические расчёты плотности популяции: класса, квартиры, дома, аквариума, луга(парка).

3.     Практическая работа: “Подсчёт популяции животных” (методом вторичной выборки).

4(21)

Типы экологических взаимоотношений

Лекция с элементами беседы.

Прямые и косвенные, паразитизм, мутуализм, комменсализм, хищничество, симбиоз.

1.     Типы экологических взаимодействий.

2.     Краткая характеристика основных типов взаимоотношений ( в объёме гл.3 (учебник)).

5(22)

Решение экологических задач: цепи и сети питания: кто кого или что ест.

Практическое занятие.

Питание в экосистемах, пищевые связи, графические уровни.

1.     Анализ пищевых связей: продуценты, консументы 1,2,3, редуценты.

2.     Паутинная сеть питания: анализ и составление.

6(23)

Экосистемы, их признаки и компоненты.

Лекция с элементами беседы.

Экосистема, А Тенсли, биота, структура биотическая.

1.     Что такое экосистемы.

2.     Основные компоненты водной и наземной экосистемы.

Из чего экосистема состоит. П.4.1, 4.2 – (учебник).

7(24)

Биогеоценоз, его состав и структура.

Семинар.

Биогеоценоз, биосфера.

1.     Схема биогеоценоза.

2.     Устойчивость видового состава.

3.     Сопротивление среды.

4.     “Хищник - жертва”.

5.     Биоморфологический спектр.

6.     Круговорот веществ.

8(25)

Экологическое моделирование: составление упрощённой модели взаимодействующих популяций

Практическая работа №4.

Экосистема аквариума или луга (леса).

1.     Решение задач № 80,90,92-101 (рабочая тетрадь. Экология, 9 класс).

Практическая работа по созданию маленькой экосистемы в аквариуме или стеклянной банке с водой и описание её.

9(26)

Решение экологических задач: условия устойчивости природных сообществ.

Зачётный урок решения задач.

Устойчивость экосистем.

Решение задач: почему устойчивы экосистемы №88-115 (по выбору(раб. тетрадь, стр 52)).

10(27)

Биогеоценоз смешанного леса.

Экскурсия.

Биогеоценоз

 

1(28)

Тайна четвёртая: Человек и природа

Почему надо сохранить биоразнообразие.

Практическая работа №5.

Биоразнообразие.

1.     Обсуждение теоретического материала: категории биоразнообразия.

2.  Обсуждение проблем: биоразнообразия и устойчивое развитие человечества; причины утраты биологического разнообразия.

2(29-30)

Планета в опасности

Игра-симпозиум.

Глобальные проблемы экологии

1.     Ролевая игра – “симпозиум учёных биологов, экологов, политиков литературы и искусства”.

2.     Творческое задание: что характерно для современного этапа развития биосферы.

3-4(31-32-33)

 

Как спасти природу на планете.

Экопроект.

Глобальные проблемы экологии.

1.     Обсуждение, разработка и подготовка проектных заданий.

2.     Защита экопроектов (зачётная работа).

5(34)

Состояние биоразнообразия моего края.

 

 

 

 

 

 

Практическая работа №6.

Локальные проблемы экологии.

1. Практическая работа по наблюдению о состоянии биоразнообразия в местности, где живёте. Описание и практическая деятельность по снижению биоразнообразия. Решение экопроблем своей местности, стр. 216, 224 (учебник, Экология, 9 класс).


 

 

Экологический лагерь «РОБИНЗОНЫ»

  

(образовательная программа)

 

Экологический лагерь «РОБИНЗОНЫ»

Пояснительная записка

Цель организации экологического лагеря: формирование экологической культуры подростков в условиях профильного экологического лагеря, организовать содержательный досуг и здоровый отдых учащихся во время школьных летних каникул.

       Задачи:

 1. Формирование активной позиции подростков в решении экологических проблем;

2. Включение учащихся в практико-ориентированную творческую деятельность, расширение и углубление знаний о хозяйственной деятельности человека и влиянии ее на природу;

3.Развитие исследовательских умений и навыков.

Школьный экологический лагерь «РОБИНЗОНЫ» планируется создать в летний период на базе МОУ «Ягуновская СОШ».

     Подготовку к работе лагеря проводилась в течение учебного года: изучали научную литературу, приборы и методики исследований, разрабатывали программы исследований, маршруты (протяженность, время работы, точки наблюдения), проводим инструктаж по технике безопасности.  Заранее ребята  знакомятся  с планом работы лагеря и режимом (подъем, отбой, выход на маршруты, время для  камеральной обработки материалов, свободное время, досуг и т.д.). Сами полевые работы планируется  проводить в условиях экологического лагеря.  

   Помощь в организации мероприятий и занятий с детьми в лагере  осуществляет учитель географии. Ведь именно на знаниях этой науки поставлены некоторые опыты и занятия.

    Экологический лагерь позволит ребятам не только расширить представление о науке экология, биология, география, геология, не только подкрепить на практике свои знания и умения в данных областях знаний, но и поможет в профориентации.

 Экологический лагерь «РОБИНЗОНЫ»

Программа полевого практикума

Цель полевого практикума: геологическое, географическое, биологическое, экологическое изучение компонентов среды,  в пределах заповедной зоны, а также влияние техногенной нагрузки на экосистемы.

   В процессе практики  выполняются следующие виды работ:

- маршрутное обследование территории;

- картирование местности;

- изучение эколого-геодинамических процессов,

- изучение фильтрационных характеристик приповерхностных отложений;

-описание почвенных разрезов;

-изучение качества воды методом биоиндикации;

- тератологическая съемка;

- химический анализ поверхностных, родниковых и подземных вод;

-метеонаблюдения;

- изучение  техногенной нагрузки.

  Хотелось бы обратить особое внимание на то, что полевые исследования целесообразно проводить небольшими группами учащихся (5-7 человек).  Каждая группа должна иметь свое задание, план работы.  Обращайте внимание ребят на бережное отношение к природным объектам, чтобы в процессе своих исследований и по их окончание, все сохранилось в первозданном виде. Учащиеся в процессе своей деятельности должны не только познакомиться с природными объектами, изучить их, понять их роль в природе, зависимость отдельных компонентов и процессов и особенно насколько может человек повлиять и изменить их, как важно бережно относится к природе.

В таблице 1 представлен перечень видов работ которые могут быть предложены учащимся посещающим  школьный экологический лагерь «РОБИНЗОНЫ» в рамках полевого практикума.

 

Таблица№1

Дни

Виды работ

Содержание

Количество

часов

Примечание

1

Экскурсия по маршруту 1 «Рудничный сосновый бор»

1.Выполнение физико-географических, геоботанических, зоологических описаний.

2.Составление картосхем маршрута, ориентирование на местности.

3. Забор проб воды

4.Камеральная обработка материалов

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

По маршруту отметки делаются в полевые дневники, а затем обрабатывается материал

 

2

Самостоятельная работа учащихся по группам

1.Проведение химического анализа отобранных образцов воды

2.Санитарная очистка мест массового отдыха (пляжи, пойма реки  Томь)

3

Проводится под руководством преподавателя

3-4

Маршрут 2

« Изучение почв»

1.Анализ почвенных разрезов.

2.Изучение фильтрационных способностей пород.

 

4

Формирование умений правильного описания почвенных разрезов

5-6

Самостоятельная работа

1.Гидродинамические наблюдения скважин в пойме реки Усмань.

2.Камеральная обработка материалов.

в 9,12,16,20ч

Измерение уровня грунтовых вод и составление графиков по результатам наблюдений.

7

Маршрут 3

«Террасы реки Усмань»

1.Физико-географическое, эколого-биологическое описание.

2.Камеральная обработка материалов.

3

Отработка навыков исследовательской работы

8-9

Консультация учащихся на местности

1.Работа по методикам организаций комплексных исследований.

2.Санитарная очистка мест массового отдыха

3

Формирование исследовательских умений во взаимодействии с природными объектами.

10

Маршрут 4 «Геодинамические процессы в пойме реки Усмань»

1.Изучение гидрологических характеристик реки.

2.Изучение эрозионных процессов

3.Забор проб воды

4. Оценка качества воды методом биоиндикации.

5.Камеральная обработка материалов

 

4

Выявление воздействия человека на эрозионные процессы и экологическое состояние реки.

 

 

 

11-12

Самостоятельная работа на местности

1.Описание техногенной нагрузки.

2.Составление плана местности

 

4

Пешеходная съемка местности

13-14

Итоговый  отчет

Выступление исследовательских групп

3

Представление отчета, схем диаграмм, рисунков и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экологический лагерь «РОБИНЗОНЫ»

Индивидуальные и групповые задания

 

Задание »ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ ПОЧВЫ»

 

1.Схематический чертеж почвенного разреза в масштабе 1:10

2.Название горизонта, мощность.

3.Окраска, структура, механический состав, плотность, включения и новообразования, влажность, характер смены горизонтов описываются для каждого почвенного горизонта:

а) окраска;

б) структура, способность распадаться на отдельные части: ореховатая, призматическая, пластинчатая или листовая, комковатая, глыбистая, зернистая или бесструктурная. Для определения структуры образец почвы слегка надламывают и смотрят, как он распадается;

в)  механический состав в полевых условиях определяется следующим образом: небольшой образец растирают в порошок, удаляют корешки, мелкие камешки, увлажняют до тестообразного состояния, промешивают ножом, скатывают в шнур толщиной 0,5 см и сворачивают в кольцо диаметром в 3 см. Если почва в шнур не скатывается, то она песчаная, если почва скатывается в шнур, но, при сворачивании в кольцо, шнур распадается на отдельные дольки,- почва легкосуглинистая, если трескается и распадается – почва среднесуглинистая, если трескается только на поверхности – почва тяжелосуглинистая, если совсем не трескается – почва глинистая;

г)  плотность определяется по сопротивлению усилиям входа ножа в почву: очень плотная – нож с трудом делает углубления; плотная – нож с трудом входит в почву; уплотненная – нож с небольшим усилием входит в почву; рыхлая – нож входит легко в почву;

д)  новообразования и включения. Под новообразованием понимается наличие в почве скоплений разных веществ, солевые выцветы, солевые корочки, налеты, различные стяжения в виде округлых дробинок, бурые железистые трубочки  и концентрации и т.д. Под включением понимается наличие в почве раковин, костей животных, обломков горных пород, случайных предметов: обломков кирпича, гвоздей, черепков посуды и др. Это говорит о воздействии человека на почву в прошлые времена;

е)  вскипание, определяется 10% раствором соляной кислоты и отмечается, на какой глубине почва под воздействием кислоты начинает выделять пузырьки газа. Определение вскипания проводится с нижних горизонтов кверху;

ж)  влажность почвы. Если при сжатии образца почвы вытекает вода, то почва сырая; влажная почва на руке оставляет влажный след; сухая почва на ощупь теплая и слегка пылит;

з)  характер перехода горизонтов. По характеру границы между горизонтами различаются: ровные, волнистые, языковатые;

и) тип почвы. 

  Полевое описание почвы заканчивается полным ее названием (Дерново-среднеподзолистая супесчаная почва на песчаных отложениях). После описания берутся образцы разреза из каждого горизонта. Образцы вырезаются ножом (весом 0,5 кг).  По окончании взятия образцов разрез (прикопка) тщательно закапывается и закрывается дерном.

 

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ МЕХАНИЧЕСКОГО СОСТАВА ПОЧВЫ

 

Название почвы

Определение на ощупь

Скатывание

влажной почвы

Проба на резание влажной почвы

Проба на

плотность

сухой почвы

Песчаная

Заметно

ощущаются

песчинки

Не скатывается в шарик

При резании ножом почва рассыпается

Почва рыхлая

Супесчаная

Ощущаются

песчинки, немного мажется

Плохо скатывается

в шарик

При резании

ножом поверхность среза шероховатая

Почва состоит

из небольших, но очень

непрочных комочков

Суглинистая

Мажется, песчинки едва

прощупываются

Скатывается в

шарик и в «колбаску», при сгибании в кольцо ломается

Поверхность

среза слегка

шероховатая

Почва состоит

из довольно плотных комочков

Глинистая

Мажется, песчинок

незаметно

Хорошо скатывается в

«колбаску», которая при сгибе не ломается

Поверхность

среза блестящая

Комочки почвы очень

плотные, трудно разминаются

 

 Задание: «ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИХ

ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВОДЫ»

  Прозрачность

 Способ 1

Прозрачность воды зависит от нескольких факторов: количества взвешенных частиц ила, глины, песка, микроорганизмов, от содержания химических веществ.

Прозрачность характеризуется предельной глубиной, на которой еще виден специально опускаемый белый диск диаметром около 20 см (диск Секи). Самые прозрачные воды в Саргассовом море: диск виден до глубины 66,5 м, в мелких морях – до 5-15м. Прозрачность воды в реках в среднем 1-1,5м.

  Измеряют прозрачность воды различных водоемов с помощью диска Секи(можно взять фанеру размером 20х20 см с белой поверхностью, к которой прикреплен груз и веревка с метками на ней для определения глубины). Опускается диск в воду с теневой стороны лодки и замеряют по меткам на веревке, на какой глубине диск скрывается из поля зрения. Затем диск поднимают и замечают глубину, на какой он стал виден. Среднее значение из этих отсчетов и будет показателем прозрачности воды в метрах.

  Способ 2

Степень прозрачности выражается высотой столба жидкости в см, через который отчетливо виден специальный шрифт. Прозрачностью не менее 30 см должны обладать воды, подаваемые для питьевого водоснабжения без осветления. Речные воды, кроме горных вод, могут иметь прозрачность 2-5 см. Уменьшение прозрачности природных вод свидетельствует об их загрязнении.

  Исследуемую воду необходимо налить в цилиндр (300 мл),  подкладывают на расстоянии 4 см от дна шрифт (высота букв составляет 2 мм, а толщина линии букв – 0,5 мм). Сливают воду до тех пор, пока сверху через слой воды можно будет отчетливо прочесть этот шрифт. Высоту столба оставшейся воды измеряют линейкой. Определение производят при хорошем дневном рассеянном освещении на расстоянии 1 м от светонесущей стены.

 Запах

 Запах воды обусловлен наличием в ней пахнущих веществ, которые попадают в нее естественным путем и со сточными водами. Запах воды водоемов не должен превышать 2 баллов, обнаруживаемых непосредственно в воде или после ее хлорирования.

100 мл исследуемой воды при комнатной температуре наливают в колбу вместимостью 150-200 мл с широким горлом, накрывают часовым стеклом или притертой пробкой, встряхивают вращательным движением, открывают пробку или сдвигают часовое стекло и быстро определяют характер и интенсивность запаха. Затем колбу нагревают до 60º С на водяной бане и также оценивают запах. Запах воды следует определять в помещении, где воздух не имеет постороннего запаха.

 По характеру запахи делятся на две группы:

1. запахи естественного происхождения (таб. 1,2)

2.запахи искусственного происхождения (хлорфенольный, камфорный, бензиновый, хлорный и т.д.)

 

Характер и род запаха воды естественного происхождения

 

Характер  запаха

Примерный род запаха

ароматический

огуречный, цветочный

болотный

илистый, тенистый

гнилостный

фекальный, сточной воды

древесный

мокрой щепы, древесной коры

землистый

прелый, свежевспаханной земли, глинистый

плесневый

затхлый, застойный

рыбный

рыбный, рыбьего жира

сероводородный

тухлых яиц

травянистый

скошенной травы, сена

неопределенный

не подходящий под предыдущие определения

 

Интенсивность запаха воды

 

Балл

Интенсивность

запаха

Качественная характеристика

0

никакой

отсутствие ощутимого запаха

1

очень слабая

запах, не поддающийся обнаружению потребителем, но обнаруживаемый в лаборатории опытным исследователем

2

слабая

запах, не привлекающий внимания потребителя, но обнаруживаемый, если на него обратить внимание

3

заметная

запах, легко обнаруживаемый и дающий повод относиться к воде с неодобрением

4

отчетливая

запах, обращающий на себя внимание и делающий воду непригодной для питья

5

очень сильная

запах настолько сильный, что вода становится непригодной для питья

 

  Осадок

Взболтанную в бутылке воду наливают в цилиндр слоем примерно 30 см и оставляют в покое 1 ч., если вода отобрана из открытого водоема, или на сутки, если вода взята из подземных источников. Осадок оценивают количественно

(нет, незначительный, заметный, большой) и качественно9песчаный, глинистый, илистый, кристаллический, хлопьевидный. Отмечают также цвет осадка. Большой осадок свидетельствует о загрязнении воды.

 Определение активной реакции воды

В природных водах рН колеблется в пределах от 6,5 до 9,5. Норма – 6,5-8,5. Если рН воды водных объектов ниже 6,5 или выше 8,5, то это указывает на ее загрязнение сточными водами.

  Наиболее кислыми из природных вод являются болотные, содержащие гуминовые вещества, а щелочными – подземные воды, богатые бикарбонатами. Вода, сильно загрязненная органическими веществами животного происхождения и продуктами гниения, обычно имеет щелочную реакцию (рН>7), а вода, загрязненная стоками промышленных предприятий,- кислую (рН<7).

  Определить активную реакцию (рН) воды можно с помощью индикаторной бумаги. Бумагу смачивают исследуемой водой,  и цвет ее сравнивают со стандартной бумажной цветной индикаторной шкалой.

 

           Задание: «МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ВОДЫ МЕТОДОМ БИОИНДИКАЦИИ»

 

Биологические индикаторы качества воды

 

Признаки чистой воды

Признаки грязной воды

Наяды, сальвинии, водяной орех, водокрас обыкновенный, водокрас лягушачий, кувшинка белоснежная, аир болотный;

Тростник высотой до 4 метров;

Раки;

Большое разнообразие рыб.

Массовое развитие роголистника, рдеста плавающего, ряски;

Тростник высотой до 0,5 метров;

Наличие больных рыб.

 

Биоиндикаторы чистоты воды (в зоне прибрежного обрастания предметов)

 

Тип обрастания прибрежных

предметов

Степень загрязнения воды

ярко-зеленые водоросли

буроватые налеты водорослей

практически чистая вода

сине-зеленые водоросли

загрязненная вода (избыток органических загрязнений, а в стоках избыток общей солености)

бело-сероватые хлопьевидные обрастания инфузорией

фекально-бытовые стоки

беловато-палевые слизистые

налеты нитчатых бактерий

вода загрязнена отравляющим веществом

хлопьевидные серные налеты

нитчатых серобактерий

в воде избыток сернистых соединений или присутствует сероводород, образовавшийся от гниения белков

полное отсутствие обрастаний

в районе стока

сильное (ядовитое - токсичное) действие стока

 

 

         Задание: «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕННОСТИ ВОДОЕМА ПО СОСТОЯНИЮ РАСТЕНИЙ СЕМЕЙСТВА РЯСКОВЫХ»

 Растения – гидрофиты извлекают из воды и грунта не только необходимые им биогенные элементы, но и другие минеральные микро и макроэлементы, а также балластные токсические вещества: соли тяжелых металлов, СПАВ, ядохимикаты.

  Ряска хорошо и быстро размножается в воде загрязненных водоемах, особенно животноводческими  и фекальными стоками, где много минеральных и органических веществ. При этом корневые выделения рясок стимулируют размножение водных микроорганизмов, которые разрушают органическое вещество сточных вод и способствуют сохранению водоемов в чистом состоянии.

  Отбор проб проводят в течение 2-4 дней в солнечную погоду в первой декаде июня на расстоянии не менее 0,5-1 км, где берется по три пробы на расстоянии

2-3 м друг от друга. Сбор материала проводят в месте со спокойным течением. Намечают поверхность водоема рамкой из металла S=0,5м². Растения с помощью шумовки собирают в сосуд с водой из исследуемого водоема. Отобранные пробы содержащие примерно 150-200 растений, в тот же день разбирают пробы по определителю учитывая показатели: число растений каждого вида, число щитков, число щитков с повреждениями (черные и бурые пятна – некроз, пожелтение – хлороз). Количество и размер пятен не учитываются.

  Оценку качества воды исследуемых объектов проводят, используя самый массовый вид (обычно это Ряска малая). 

Заполняется таблица для каждой площадки.

Площадка № ….

Месторасположение: …….

Дата отбора проб:…..

 

Вид Ряски

Число растений

каждого вида

Число щитков

Число щитков с

повреждениями

-

-

 

 

 

 

 

Задание: «ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ПОПУЛЯЦИЙ

МОЛЛЮСКОВ-ФИЛЬТРАНТОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ СПОСОБНОСТИ

 МАЛЫХ РЕК К САМООЧИЩЕНИЮ»

 Одним из методов оценки способности рек к самоочищению является наблюдение за изменениями параметров раковин в популяциях перловиц и беззубок.

Определение плотности популяции моллюсков производится на площадках 5м² в прибрежной зоне реки. В дно реки недалеко от берега вбивают четыре вешки из любого подручного материала, образуя прямоугольник размером 1х5м. По периметру натягивают бечевку. Длинная сторона прямоугольника располагается вдоль русла реки. Глубина реки на площадке не должна превышать примерно 70 см. Затем производится сбор моллюсков и мертвых раковин в пределах пробного участка. Створки погибших моллюсков могут служить показателем залповых сбросов загрязнителей предприятиями. Выловленных моллюсков сортируют по видам. После этого раковины моллюсков каждого вида измеряют в длину с помощью штангенциркуля или линейки с точностью до 1 мм. Полученные данные фиксируют в тетрадь. Биомассу моллюсков определяют с помощью любых весов, после измерения их возвращают в водную среду. Результаты будут точнее при неоднократных повторениях, при этом площадки должны располагаться в разных частях реки. По результатам измерений строится гистограмма. Для построения гистограммы ось абсцисс разделяется на интервалы

(или классы, например, от 30 до 40мм). По оси ординат откладывается отношение числа раковин, имеющих соответствующий данному классу размер створок, к общему количеству раковин данного вида в обследуемом створе (в процентах).

Заполняется таблица для каждой площадки.

Площадка № ….

Месторасположение: …….

Дата отбора проб:…..

 

Вид моллюска

Количество

Длина раковины, мм

Общая масса,г

Живые моллюски

 

 

 

 

Мертвые

раковины

 

 

 

 

 

 

Задание: «ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВОДЫ МАЛЫХ РЕК И ОЗЕР ПО АДАПТИРОВАННОМУ  ИНДЕКСУ МАЙЕРА»

 

Для изучения бентоса используют водяной сачок. Сачком производят движения, похожие на движения косы при кошении травы, причем сачок нужно вести против течения ближе ко дну, по зарослям водной растительности, у камней.

  После каждого взмаха сачок вынимайте, а пойманные организмы помещайте в кювет. Определение пойманных видов лучше производить сразу после их помещения в кювету, причем хищных животных (личинок стрекоз, жуков-плавунцов, моллюсков и др.) необходимо рассадить пинцетом в отдельные сосуды с водой из пруда, чтобы они не съели других обитателей кюветы. После окончания определения всех животных надо снова выпустить в водоем.

  Попробуйте определить состояние водоема при помощи методики Майера.

 Адаптированный индекс Майера

 

Обитатели чистых вод

Организмы средней степени чувствительности к загрязнению воды

Обитатели загрязненных водоемов

нимфы веснянок

нимфы поденок

личинки ручейников

личинки вислокрылок

бокоплавы

речной рак

личинки стрекоз

личинки комаров-долгоножек

моллюски: катушки, живородки, двустворчатые

личинки мошки

личинки комаров-звонцов

пиявки

водяной ослик

прудовики

малощетинковые черви

плоские черви

 Расчеты производятся следующим образом: количество обнаруженных групп из первого столбца таблицы умножают на 3; из второго – на 2; из третьего – на 1. Получившиеся цифры складываются. По значению полученной суммы делают выводы о степени загрязненности водоема: если сумма больше 22 – вода первого класса качества (очень чистая); если в интервале от 17 до 21 – второго класса качества (чистая вода); от 11 до 16 баллов – третьего класса качества (умеренно загрязненная). Все значения менее 11 характеризуют водоем как грязный.

  Заполните таблицу.

 

 

Обитатели чистых вод

Организмы средней степени чувствительности к загрязнению воды

 

Обитатели загрязненных водоемов

 

 

кол-во

 

кол-во

 

кол-во

нимфы веснянок

нимфы поденок

личинки ручейников

личинки вислокрылок

бокоплавы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

речной рак

личинки стрекоз,

личинки

комаров-долгоножек,

моллюски: катушки, живородки,

 двустворчатые,

личинки мошки

 

 

 

 

 

 

 

 

личинки комаров-звонцов,

пиявки,

водяной ослик,

прудовики,

малощетинковые черви,

плоские черви

 

  Вывод.

Для выдвижения гипотезы о причинах, определяющих экологическое состояние водоема, следует изучить степень антропогенного воздействия на прибрежную зону. Укажите наличие пляжей, строений, промышленных предприятий, дорог, свалок, стоков и др.; проследите цепочку их воздействия на состояние водоема.

 Задание: «ИЗУЧЕНИЕ И ОПИСАНИЕ БОЛОТА»

 Болото - своеобразный ландшафт. Его изучение сложно и трудно. Поэтому следует ограничиться поверхностным знакомством и описанием основных элементов.

1. Местоположение болота (междуречье, водораздел, пойма, долина реки), привязка к населенному пункту. Название. Происхождение названия.

2.Тип болота (низинное, переходное, верховое).

3.Происхождение болота (зарастание озера, заболачивание луга, заболачивание леса и т.п.)

4.Рельеф окружающей местности

5.Микрорельеф (кочки, бугры, мочажины)

6.Поверхность болота (плоская, вогнутая, выпуклая)

7.Растительность болота. Сомкнутость травостоя, виды мхов их обилие. Древесная и кустарниковая растительность: виды кустарников, обилие, фенологическая фаза. Растительность кочек и бугров: виды растений, обилие, фенологическая фаза.

8.Грунт (твердый, вязкий, мягкий)

9.Наличие открытых водных окон. Виды растений на их окраинах.

10.Цвет воды, запах.

11.Использование болота.

 Задание: «ИССЛЕДОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ ОЗЕРА»

 1.Местоположение. Название и происхождение названия.

2.Где имеются удобные подходы к озеру (по сторонам горизонта)

3.Если озеро небольшое, то произведите глазомерную съемку береговой линии (расстояния измеряются шагами, а углы поворотов по компасу), зарисуйте детали береговой линии на глаз.

4.Составьте план озера.

5.Опишите характер окружающей озеро местности.

6.Измерьте температуру воды

7.Определите прозрачность воды

8.Определите цвет, запах воды

9.Описание окружающей местности проводится по той же программе, что и описание реки

10.Характер берегов озера: возвышенные, низменные, отлогие, крутые, каменистые, песчаные и пр.

11.Характер растительности берегов озера

12.Обозначьте на плане речки, ручьи, впадающие в озеро и вытекающие из него.

13. Растительность заливов. Прибрежная и донная растительность озера.

14.Животный мир озера

15.Происхождение и степень зрелости озера (молодое, зрелое, старое)  

 Задание: «ЭКОЛОГО-ТЕРАТОЛОГИЧЕСКОЕ

ИССЛЕДОВАНИЕ РАСТЕНИЙ»

 Тератология – наука, изучающая уродства и аномалии развития у растений, животных и человека. Она изучает изменения, происходящие в организме под влиянием внешней среды.  Растительные сообщества, подверженные более сильному антропогенному воздействию, характеризуются более высоким уровнем как морфологических, так и цитогенетических нарушений. Это проявляется в ухудшении роста, повреждении надземной части растения, особенно листьев, даже отмирание целого побега. У высших растений возможны наследственные и ненаследственные аномалии развития корней, листьев, побегов, почек, цветков, плодов, семян. Чаще наблюдается изменение размера и конфигурации органов.

  Для  эколого-тератологических  исследований морфометрических  показателей растений используют одуванчик лекарственный или подорожник ланцетовидный. Эти растения широко распространены, типичны для зоны Центрального Черноземья, доступны для сбора, цитологически изучены, поэтому могут служить тест – объектами для мониторинга состояния среды. Использование одуванчика и подорожника (многолетние  травянистые ) имеет ряд преимуществ. Они, в отличие от древесных растений, имеют короткий (1 год ) период созревания. Более быстрая смена поколений позволяет наблюдать изменения их характеристик, определять устойчивость или нестабильность показателей и возможность адаптации к условиям среды. В отличие от однолетних травянистых растений, они могут накапливать определенные дозы загрязнителей среды – мутагенов (ионизирующей радиации, тяжелых металлов)

   Коэффициент симметрии ( Кс ) листа является одним из показателей, демонстрирующих техногенное влияние на биоту. Он рассчитывается по формуле: Кс = S1\S2 * 100%, где S1 – площадь меньшей половины листа, S2 – площадь большей половины листа. По полученным данным выделяют следующие критерии состояния среды: >95% - экологическая  норма, 95 – 85% - экологический риск, 85 – 75% - экологический кризис, <75% - экологическое бедствие.

  На каждой точке отбираются пробы листовых пластинок подорожника ( от 5 до 20 экземпляров). Контур листа обрисовывался в дневнике, затем по клеткам, рассчитывают площадь обеих половин листа (S1, S2), рассчитывается коэффициент симметрии по вышеуказанной формуле.

  Точки отбора проб наносят на карту – схему, цветом выделяются участки с различной степенью техногенной нагрузки, отражающей в  целом их экологическое состояние, и в частности литосферы.

Заполняется таблица.

  

№ п\п

Место отбора проб

Коэффициент

симметрии,

Кс %

Критерии

состояния

среды

1.

2.

3.

 

 

 

 

 

 

  Проводится  анализ  некротических  изменений проявляющихся  в  трех  формах :

1. Точечная форма в  результате  кислотных  дождей содержащих  серу и азот.

2.Межжилковая.     

3.Краевая - говорит  о  загрязнении  поверхностных  слоев тяжелыми  металлами  и  токсическим  загрязнении.

    Некротические  изменения  рассчитывались  по  формуле:

 Кн= Sн\Sл ,

 где  Sн – площадь  некротической  поверхности ;

Sл – площадь  листа.

                                   Заполняется таблица.

 

«КОЭФФИЦИЕНТ  НЕКРОТИЧЕСКИХ  ИЗМЕНЕНИЙ»

 

точки

Место отбора

пробы

К н , %

Форма  некроза

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание: «БИОИНДИКАЦИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА

ПО СОСТОЯНИЮ СОСНЫ ОБЫКНОВЕННОЙ»

 

  В начале исследования выбираются несколько экспериментальных  участков, на которых определяется состояние хвои сосны, выявляется степень повреждения хвои.

1.Определение состояния хвои сосны

 Для этого на каждой пробной площадке, с ветвей 5-10 деревьев (в молодых 30-40 летних древостоях) нужно отобрать побеги одинаковой длины. С них собрать всю хвою и визуально проанализировать её состояние. Степень повреждения хвои определяется по наличию хлоротичных пятен, некротических точек, некрозов и так далее (точки, крапчатость, пятнистость, мозаичность).

  Результаты учётов заносятся в таблицу.

 

Состояние хвои

Участок  №

Участок №

Количество

хвоинок

% хвоинок

от общего количества

Количество

хвоинок

% хвоинок

от общего количества

Обследовано хвоинок

Повреждение хвои:

-1-го класса

-2-го класса

-3-го класса

Усыхание хвои:

-1-го класса

-2-го класса

-3-го класса

 

 

 

 

 

Рис 1. «Классы повреждения и усыхания хвои»

 

Повреждения (1а-3а): 1а – хвоинки без пятен; 2а – с небольшим числом мелких пятнышек; 3а – с большим числом черных и желтых пятен, некоторые из них крупные, во всю ширину хвоинки.

Усыхание (1б – 4б): 1б – нет сухих участков; 2б – кончик на 2-5 мм усох; 3б – усохла треть хвоинки; 4б – вся хвоинка желтая или более половины ее длины сухая.

 Затем  необходимо  сделать вывод о состоянии хвои на разных участках (пробных площадках), определить продолжительность жизни хвои. Проводится  визуальная оценка побегов сосны.

2.Определение продолжительности жизни хвои

Продолжительность жизни хвои устанавливается путём просмотра побегов с хвоей по мутовкам.  Результаты определений также оформляются  в виде таблицы.

 

 

Состояние хвои

Участок  №

Участок №

Кол - во

деревьев

% от общего

числа

деревьев

Кол - во

деревьев

% от общего

числа

деревьев

Обследовано

деревьев, в т.ч.

Повреждение хвои:

-с возрастом хвои

4-5 лет и более

-с возрастом хвои

3-4 года

-с возрастом хвои

2-3 года

-хвоя только

текущего года

 

 

 

 

 

 Рассчитывается  индекс продолжительности жизни хвои сосны (Q)  по формуле:

Q= 3B1+2B2+B3 ,

        B1+B2+B3                   

где B1, B2 и B3- количество деревьев с продолжительностью жизни хвои соответственно  1, 2 и 3 года.  Делается заключение о связи загрязнения воздуха и продолжительности жизни хвои. Чем выше индекс Q, тем больше продолжительность жизни хвои сосны.

 

           Рис. 2 «Компоненты ветви хвойного дерева, служащие биоиндикаторами»:

 

А1, А2, А3 – побеги первого, второго и третьего года;

Б1, Б2, Б3 – хвоя первого, второго, третьего года;

В – мутовка; Г – ветвление; Д – почки.

3.Определение интенсивности годовых приростов побегов

   Измеряется  длина прироста каждого года.  Длину прироста каждого года следует измерять, начиная с последнего года, двигаясь по междоузлиям  от года к году.  Измерить толщину побегов. Ветвление побегов определяют подсчётом веточек в местах междоузлий.  Средние значения по длине прироста заносят в таблицу.

№ участка

Длина годового

прироста, мм

Ширина побега, мм

Ветвление, мм

 

 

 

 

 

  На основе полученных результатов  формулируется  вывод о зависимости показателей, характеризующих состояние побегов сосны, от условий произрастания.

 

   4.Определение состояния кроны древостоя

  Определяется  количество деревьев с различным состоянием кроны. Для получения достоверных результатов должно быть осмотрено не менее 20 деревьев. Визуальную оценку древостоев проводят по совокупности признаков: состоянию ствола, ветвей, корней, по ажурности крон, приросту по высоте.  Результаты оценки состояния деревьев отражаются  в виде таблицы.

 

 

 

Состояние кроны

 

Количество деревьев

участок №

участок №

Обследовано деревьев, т.ч.

- с густой зеленой кроной; отмирающие ветви в нижней части кроны (В1)

-со слабоажурной кроной; усыхание ветвей в нижней трети кроны (В2)

-с ажурной кроной; сухие ветви в средней и верхней частях кроны (В3)

-с сильно изреженной кроной или с отдельными живыми ветвями (В4)

-свежий сухостой; ветви усохли в текущем году (В5)

-старый сухостой; деревья усохли в прошлые годы (В6)

 

 

 

  Вычисляется  показатель обесхвоенности кроны. Расчёт  показателя производят по формуле:

f = B2+2B1+3B4+4B5+5B6

         5(B1+B2+B3+B4+B5+ B6),

 

где B1, B2, B3, B4, B5  и B6 – количество деревьев с соответствующим состоянием хвои(таблица). Вывод о состоянии кроны древостоев на участках, различающихся по загрязнению воздуха. Зарисовываются  наиболее типичные силуэты крон.

5. Определение состояния генеративных органов сосны обыкновенной

 Подсчитать число сформировавшихся почек на трёх ветвях каждого из 20 деревьев, измеряется  длина и толщина почек.  Средние значения подсчётов и измерений заносятся в таблицу.

 

№ участка

Количество почек, шт.

Длина почек, мм

Толщина почек, мм

 

 

 

 

 

 

Задание: «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСТОТЫ ВОЗДУХА ПО ЛИШАЙНИКАМ»

 

 На каждом участке закладывается  пробная площадка размером 20х20м. Описание лишайниковых группировок проводится на высоте 0 и 150 см от основания ствола с четырех экспозиций: северной, южной, западной, восточной.  Проективное покрытие подсчитывается при помощи прозрачной палетки, изготовленной из пластиковой бутылки размером 30\10 см. с расчерченными ячейками  10 \ 10 см. Подсчет лишайников производился путем подсчета числа квадратов палетки, в которых лишайники занимают больше половины площади ячейки (на глаз), условно приписывая им покрытие, равное  100%. Затем подсчитывалось число квадратов, в которых лишайники занимают менее половины площади ячеек, условно приписывая им покрытие, равное 50%. Общее проективное покрытие в процентах  вычисляли по формуле:

R= (100a+50b)\c, где R – общее проективное покрытие, с – общее число квадратов сеточки. Собранные образцы лишайников определяются при помощи определителя (Т.Я. Ашихмина, 1996г.). После чего  оценивается покрытие по 5-бальной шкале. Для каждой площади и для каждой формы лишайников – кустистых, листовых и накипных – выставлялись баллы встречаемости и покрытия. Рассчитывался средний балл встречаемости и покрытия для каждой формы – накипных (А), листовых (В), кустистых (С).

 

           «Оценка частоты встречаемости и степени покрытия»

 

Подпись: Балл
оценки
Частота встречаемости
Степень покрытия
1
Очень редко
менее 5%
Очень низкая
менее 5%
2
Редко
5-20%
Низкая
5-20%
3
Редко
20-40%
Средняя
20-40%
4
Часто
40-60%
Большая
40-60%
5
Очень часто
60-100%
 
Очень высокая
60-100%
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Затем рассчитывался показатель относительной чистоты атмосферы  ( (ОЧА) по формуле:

ОЧА=(А+2В+3С)\30.

Чем выше показатель ОЧА (ближе к 1 или 100%), тем чище воздух местообитания (Т.Я. Ашихмина, 1996г.).  

 

                                 Заполняется таблица.

дерева

Названия

Видов

лишайников

Субстрат

                        Покрытие в %

 

север

юг

запад

восток

               ОЧА

0

150

0

150

0

150

0

150

 

1

кустистые

накипные

листоватые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

кустистые

накипные

листоватые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

1.Ашихмина, Т.Я. Школьный экологический мониторинг:

 Учебно-методическое пособие. – М.:АГАР, 2000

2. Ашихмина, Т.Я. Экология родного края. – Киров: Вятка, 1996г.

3.Гарибова, Л.В., Дундин, Ю.К., Коптяева, Т.Ф., Силин, В.Р. Водоросли, лишайники, мохообразные. М.: Мысль,1978.

4.Методы лихеноиндикации загрязнений окружающей среды: Методическое пособие. Пчелкин А.В., Боголюбов А.С. – М.: Экосистема, 1997 – 25с

5. Муратов, С.Р., Муратова, С.С. Как оформлять научно – исследовательские работы учащихся, готовить доклады и тезисы к публикациям. Казань. 1997 -  72с

6.Полевой экологический практикум: учебное пособие  Ч. 1, Йошкар -Ола : Мар.гос.Унт,2000 – 41с.

7.Трасс, Х.Х. Проблемы экологического мониторинга. – М.,1985г.

 

 
Вернуться назад