МОУЯгуновская 
средняя 
школа


Главная


История школы

Новости сайта

Предметник

Мой класс

Достижения

Инновации

Детская организация

Музей

Дошкольное образование

Дополнительное образование

Родительская страничка

Контакты

Гостевая книга


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


"ЯГУНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"


КЕМЕРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАБОТА


 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ)

В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
                   Применение информационных технологий на уроках не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся, повышает мотивацию учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребёнка, формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

Использование компьютера в учебном процессе - внедрение новых информационных технологий - это попытка предложить один из путей, который может интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, вызвать интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы, что способствует развитию логического  мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное  влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.

Компьютер - оперативное средство наглядности в обуче­нии, помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, а также контроля и оценки домашних заданий, в работе со схе­мами, таблицами, графиками, условными обозначениями и т. д., в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах учащихся.

Особенностью компьютерного (программированного) обу­чения является пошаговость самостоятельной деятельности учащихся, способствующая активизации учебного процесса, а также наличие оперативной обратной связи, на основе которой возможна индивидуализация и дифференциация обучения.

Использование в обучении информационно-коммуникацион­ных технологий позволяет:

  развивать  навыки исследовательской деятель­ности, творческие способности;

  усилить мотивацию учения;

• сформировать умение работать с информацией, развить коммуникативные способности учащихся;

  активно вовлекать их в учебный процесс;

  качественно изменить контроль  за деятельностью учащихся;

• приобщить школьника к достижениям информационного общества.

Основные организационные модели использования ИКТ в об­разовательном процессе начальной школы:

• компьютерный класс;

• один компьютер в классе на рабочем месте учителя, под­ключенный к проектору;

  один-пять компьютеров в рабочей зоне класса;

  компьютер у учащегося дома.

Компьютерный класс

Основное достоинство такой организационной модели за­ключается в том, что именно в ней можно использовать компь­ютер без разрушения существующей классно-урочной модели. Опыт показывает, что при наличии предварительной подготовки учащихся и правильно настроенного программного обеспечения учитель может успешно вести урок и в классе с 25-30 ученика­ми и таким же количеством компьютеров с делением класса на группы. Возможна и схема работы, когда 1 компьютер исполь­зуется двумя учениками в режиме смены деятельности. Прове­дение таких уроков требует обустройства в классе рабочей зоны для настольной деятельности. В данной модели востребованны­ми являются различные инструменты для работы с информаци­онными объектами (компьютерные учебные среды), конструк­торы для моделирования и проектирования, наборы тестов, те­матические мультимедийные коллекции (аудио- и видеотеки, медиатеки и пр.).

Один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору или телевизору

В этой модели компьютер является, прежде всего, современ­ной многофункциональной школьной доской. Он позволяет под­нять уровень наглядности в учебном процессе, а в сочетании с проектором позволяет осуществить демонстрации с обратной связью, когда учитель или ученик могут участвовать в происхо­дящем на экране процессе с помощью управления процессом посредством компьютера.

Один-пять компьютеров в рабочей зоне класса

Такая модель позволяет в значительной мере использовать индивидуальный подход в работе с учащимися. Индивидуальная деятельность за компьютером может быть полезна в работе со слабыми учащимися, например для обработки определенных навыков; в работе с сильными учащимися, например для инди­видуального исследования различных учебных моделей или соз­дания мультимедиа сочинения; в групповой работе.

Компьютер у учащегося дома

В данной модели, когда компьютер приобретается в дом именно для ребёнка, большую роль играют электронные учеб­ные материалы - медиатека. Возможная, с точки зрения образо­вательной полезности, модель использования домашних компь­ютеров во многом схожа с моделью использования компьютера в библиотеке школы. Это индивидуальная самостоятельная дея­тельность учащихся в ходе подготовки домашнего задания и са­мообразования и работа с медиатекой совместно с родителями или учителем на дому, в случае, когда ребёнок не может посе­щать школу.

Роль учителя на уроке с использованием ПК - это организатор всего урока и консультант

Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом изменит характер педагогической деятельности. Введение  ПК в учебный процесс расширяет возможности преподавателя,  обеспечивает его такими средствами, которые позволяю! решать не решавшиеся ранее проблемы, например:

-   совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);

-   помощь там, где учитель «не может разорваться» (ликви­дация пробелов, возникших из-за пропуска уроков);

- повышение продуктивности самоподготовки после уроков;

-      средство индивидуализации работы самого учителя: ком­пьютер - хранилище результатов творческой деятельности педа­гога: придуманных им интересных заданий и упражнений - все­го того, что:

  отсутствует в стандартных учебниках или представляет ценность для других педагогов;

  ускоряет тиражирование и доступ ко всему тому, что нако­плено в педагогической практике;

  дает возможность собрать данные по индивидуальной и кол­лективной динамике процесса обучения. Информация будет полной, регулярной и объективной.

На этапе конкретизации изучаемого материала возможно применение компьютера и использование его для тренировки и закрепления изучаемого теоретического материала с помощью специально разработанных компьютерных программ.

Важным качеством обучающих программ является органи­ческая связь и сочетаемость с традиционными методами и приё­мами обучения. Обучающие программы рассчитаны на использование их в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами.

Созданные обучающие компьютерные программы, наряду с традиционными методическими средствами, могут быть исполь­зованы на любом этапе урока в соответствии с поставленными целями и задачами.

Обучающие программы наиболее целесообразны на этапе закрепления навыков и проверки их сформированности.

 

          Содержательные модели использования ИКТ

                        Творческие работы на компьютере

Создание иллюстративных (с помощью рисунков) сочине­ний на бумаге традиционно для начальной школы. Использова­ние возможностей ИКТ значительно расширяет возможности данной модели учебной деятельности.

Гипермедиа сочинение - это аналог текстового рукописно­го сочинения традиционной школы, включающий в себя произ­ведения, создаваемые детьми в рамках художественного труда и изобразительного искусства.

Принципиальной новизной для начальной школы является использование данной модели по развитию письменной речи учащихся через возможность многократного индивидуального и группового редактирования текста, что совершенно невозможно при работе с бумагой. В бескомпьютерной ситуации даже не­значительное исправление может потребовать несоразмерно больших усилий, прежде всего, для учащегося начальной школы. В компьютерном же случае обычные операции вставки, перестановки фрагментов и т. д. выполняются быстро и без особого труда, часто значительно меняя содержание текста.

Математическое исследование

В экспериментальной математике учащийся начальной шко­лы получает первый опыт самостоятельного выдвижения и про­верки гипотезы.

Естественнонаучное исследование

Естественнонаучный исследовательский проект свойствен начальной школе. Традиционными исследовательскими проек­тами для нее являются, например, ведение дневника ежедневных наблюдений за погодой и процессом прорастания семян с помо­щью цифрового микроскопа.

Проект с использованием ИКТ предполагает некоторые или все из следующих этапов и компонентов:

• содержательная формулировка цели исследования;

  выбор конкретной системы объектов и процессов в окру­жающем мире для проведения наблюдений;

  качественная и количественная фиксация результатов на­блюдений;

 

  описание наблюдения в терминах простейших моделей;

  представление результата;

•      простейшая интерпретация результата, сравнение резуль­тата моделирования с реальностью.

Компьютерное тестирование

Компьютерное тестирование, являющееся аналогом обычно­го тестирования, позволяет анализировать и фиксировать ре­зультат проделанной работы и реализовать связанные с ответом алгоритмы (например, возвращать к уже выполненному или пропущенному заданию, ограничивать время на один тест и т. д.).

Открытые тестовые системы или оболочки дают возмож­ность учителю, методисту, автору учебника составлять новые тесты или изменять существующие.

В компьютер может быть заложена большая часть упражне­ний по математике, по русскому языку (на вставку пропущен­ных букв, например) и т. д. При этом возможно повышение эф­фективности работы учителя и учащегося.

Учитель, решивший воспользоваться тестовым методом в на­чальной школе, может легко сам создать тест, пользуясь соот­ветствующей оболочкой - системой для создания тестов. Однако опыт использования тестовых систем и опрос учителей показывают необходимость иметь продуманные коллекции тестов и задач.

Для   реализации   подобной   модели   необход и м ы :

-   комплект тестов по заданной предметной области;

-   система тестирования; -использование редактора тестов и ВОПРОСОВ,

Формы организации работы в начальной школе с использованием икт

ИКТ в традиционной классно-урочной системе

Проведение урока с мультимедиа выступлением (сопровож­дение рассказа учителя; демонстрация при объяснении нового материала; заранее подготовленное выступление - доклад уче­ника по определенной теме), при этом используется компьютер на рабочем месте учителя, подключенный к проектору.

Подготовка к выступлению, выполнение домашнего задания -поиск информации, работа над текстом, написание мультимедиа сочинения. Для этой цели можно использовать компьютер в ра­бочей зоне класса, в компьютерном классе, в библиотеке школы, домашний компьютер. Самостоятельная работа учащегося и ра­бота в малых группах на компьютере в рабочей зоне класса. Та­кая форма организации работы позволяет в большей степени осуществлять индивидуальный подход к обучению.

Проектная деятельность с использованием ИКТ

С использованием методики проектных занятий учащиеся осваивают базовые технические навыки и конкретные модели деятельности с применением средств информационных и ком­муникационных технологий (ИКТ). Учащийся выполняет зада­ние, которое является осмысленным, интересным и важным лично для него, и при этом:

  осваивает модели учебной деятельности,

приобретает конкретные технические навыки в использо­вании ИКТ, получает представления о широком спектре техни­ческих решений (оборудования и информационных ресурсов), получает наиболее существенные базовые знания из области информационных технологий, развивает навыки общения. Такой организации работы в классе, наглядно проявляющей интегрированный характер обучения информатике, наиболее полно отвечает проектная деятельность: групповая или индиви­дуальная творческая работа, результатом которой является то, что можно использовать в школьной жизни или в учебной дея­тельности. Работа в одном проекте может естественным образом перетекать в следующий объемлющий его проект. Например, проект «Фамильное дерево» служит естественным продолжени­ем проекта «Моя семья», являющимся, в свою очередь, продол­жением проекта «Мое имя».

В ходе учебной деятельности каждый учащийся, а также класс в целом, формирует свое личное информационное про­странство. Это пространство включает в себя мультимедиа со­чинения класса и каждого учащегося, а также другие информа­ционные объекты, в том числе - результаты проектной работы.

Организация работы над проектом

1. Введение в проект, постановка задачи, осознание и фор­мулирование цели проекта.

2. Начало проектирования, обсуждение результата проекта и процесса («Чего мы хотим и как этого достичь?»). Выявление необходимых для реализации проекта технических умений («Что нам понадобиться, где и как это получить?»).

3. Короткое практическое занятие для первоначального оз­накомления с необходимыми навыками.

4. Планирование и организация (проектирование) работы, создание групп и распределение обязанностей.

5. Выполнение проекта в моделях и объектах реального ми­ра. Совершенствование технических умений. Уточнение результата и плана действий.

6. Представление результатов работы учащимися друг другу в виде мультимедиа сочинения.

7. Обсуждение результатов, хода проекта и освоенных навы­ков, которые могут еще пригодиться.

                             Модель проектного урока с использованием ИКТ

 

  Типичный урок при работе в проектном стиле можно оха­рактеризовать как творческий исследовательский урок, вклю­чающий сочетание индивидуальной и групповой работы. При реализации проекта одним учителем целесообразно разделять класс на группы (за исключением общих обсуждений).

  Все проекты должны предполагать как компьютерную, так и предварительную бескомпьютерную технологию реализации. Так, например, гиперструктуры первоначально моделируются с помощью бумаги, клея, веревочек. Работа над содержательным проектом типа «Моя семья» может быть продолжена или час­тично дублирована в реальном пространстве - созданием аппли­кации из фотографий, отпечатанных на принтере, текстов, на­бранных на компьютере или нарисованных красками и флома­стерами рисунков.

  Наиболее эффективно в рамках межпредметной интегративной проектной деятельности может происходить создание ги­пермедиа сочинений и мультимедиа презентаций в начальной школе.

  Организация такой деятельности требует наличия простых и удобных инструментов творческой проектной деятельности -редакторов презентаций, текстов, звука, фотоизображений и ги­пертекстовых страниц. Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить на­глядность за счет использования учителем в ходе урока мульти­медиа презентации.

  Однако для этого необходимо снабдить учителя заранее под­готовленными поурочными комплектами наглядных материалов, методически связанными с вариантами тематического пла­нирования.

  Опыт организации учебного процесса по описанным моде­лям активного использования ИКТ в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания исполь­зования современных информационных технологий и пособии, предполагающих познание через деятельность. Наибольшей эф­фективностью обладают модели, позволяющие использовать. ИКТ для решения мотивационных учебных задач.

  При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче форми­руются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать вы­бор и принимать решения.

 

Особенности организации телекоммуникационных проектов

  Одним из направлений опыта по обозначенной теме стала разработка и апробация не только очных проектов, но и участие, а потом и разработка собственных сетевых проектов. Телеком­муникационные проекты занимают особое место в проектной деятельности младших школьников. Телекоммуникационный проект - это совместная учебно-познавательная, исследователь­ская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, спосо­бы деятельности, направленная на достижение совместного ре­зультата деятельности. Главная и уникальная отличительная особенность телекоммуникационных проектов состоит в по­этапном решении учениками проблем в сотрудничестве с дистанционными партнерами (учениками и педагогами Других учебных заведений). Хочется подчеркнуть, что, в отличие от  многих других видов организованной активности учащихся в Сети, особенностью проектной деятельности является сотруд­ничество. Внутри проекта могут проводиться небольшие кон­курсы, направленные на успешное решение общей задачи. Они, однако, ни в коем случае не должны превращать сотрудничество в соперничество. Принципиальным является командное участие в проекте, поскольку работе в малых группах свойственны по­стоянные обсуждения возникающих вопросов, с непременным условием достижения согласия. Наряду с этим предусматрива­ется возможность высказывания индивидуальных суждений. Телекоммуникации постоянно служат также технологической основой проведения различных дистанционных олимпиад, вик­торин, конкурсов, в которых принимают участие все ученики класса.

Этапы проведения проекта

1.  Регистрация.

Задание: «Визитка - приятно познакомиться».

2.  Мотивация. Выбор проблемных вопросов.
Задание: выбрать из предложенных или выдвинуть свой

проблемный вопрос.

3.  Самостоятельная исследовательская работа.
Задание 1: Для ответа на проблемный вопрос провести

исследование, с целью доказательства гипотезы, что изменения происходят всегда и везде: в природе, литературе, различных областях науки, искусстве...

Задание 2: Организация информации (оформление работ) -выбрать наиболее приемлемый способ.

4.Рефлексия.

5.Итоги.

Литература

1. Брицкая, Е. О. Интеграция метода проектов и информаци­онных технологий как средство развития индивидуальности младшего школьника, его интеллектуального и творческого по­тенциала [Текст] / Е. О. Брицкая ; МОУ «Гимназия № 140». -()мск, 2006.

2.    Коваль, С. Н. Метод проектов в классно-урочной системе [Электронный ресурс] / С. Н. Коваль ; Информационно-мето­дический центр Управления образования администрации Со­ветского района г. Новосибирска (ИМЦРУО). - Режим досту­па : http://ito.edu.rU/2004/moscow/I/l/I-l-3652.html

3.    Новые педагогические и информационные технологии в сис­теме образования [Текст] / под ред. Е. С. Полат. - М., 2000.

4.    Павлова, И. М. Формирование готовности младших школь­ников к проектной деятельности с использованием ИКТ : авто-реф. ... канд. пед. наук [Текст] / И. М. Павлова. - М., 2007.

5.    Полат, Е. С. Метод проектов на уроках иностранного язы­ка [Текст] / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. - 2000. -№ 2, 3.

6.    Полат, Е. С. Типология коммуникационных проектов [Текст] / Е. С. Полат // Наука и школа. - 1997. - № 4.

7.    Сергеева, М. А. Использование информационно-коммуни­кативных технологий в обучении детей начальной школы [Текст] / М. А. Сергеева. - СПб., 2006.

8.    Современная гимназия : взгляд теоретика и практика [Текст] / под ред. Е. С. Полат. - М., 2000.

 

 
ДАЛЕЕ
 
Вернуться назад
© МОУ "Ягуновская средняя общеобразовательная школа" Кемеровского района Кемеровской области 2011-2012 (Бушмин В.А.)