Построение системы критериального
оценивания в начальной школе как реализация требования ФГОС НОО
Недостатки пятибалльного оценивания:
�
Ученик ограничен в возможности
увидеть личную динамику
�
Отношения учитель – ученик
определяются контролирующей функцией учителя
�
Отношения учитель – ученик –
родитель определяются субъективностью оценивания
�
Ученик не учится контролировать себя
сам
Функции отметки при пятибалльном
оценивании:
�
Контроль усвоения предметного
материала
�
Наказание за ошибки
�
Наказание за плохое поведение
�
Поощрение за трудолюбие или темп
обучения
�
Дифференциация учащихся на сильных и
слабых
�
Выражение субъективного отношения
учителя к ученику
�
Демонстрация учителем своей власти
Функции отметки
при критериальном оценивании:
�
Стимулирование ответственности
учащихся за образовательные результаты
�
Определение границ знания-незнания
�
Определение направления
коррекционной работы
�
Оценивание личной динамики учащихся
�
Мотивирование учащихся к обучению
�
Формирование действий контроля и
оценки
Принципы критериального оценивания:
·
Критериальность;
·
Приоритет самооценки;
·
Гибкость и вариативность;
·
Естественность процесса контроля и
оценки
Изменение характера контроля и
оценки
при критериальном оценивании
·
Постепенная передача контроля и
оценки от учителя к ученику.
·
Переход от контроля по результату к
контролю за процессом учебной деятельности.
Виды контроля:
По субъекту контроля:
�
взаимоконтроль;
�
самоконтроль;
�
учительский контроль.
По месту в учебном процессе:
�
стартовый;
�
рефлексивный;
�
планирующий;
�
пооперационный;
�
диагностико-коррекционный;
�
итоговый.
Виды оценки:
�
констатирующая;
�
рефлексивная;
�
прогностическая;
�
ретроспективная.
Главное качество всех видов оценки –
содержательность (критериальность).
Правила оценочной безопасности:
�
Не скупиться на похвалу.
�
Хвалить исполнителя, критиковать
исполнение.
�
Даже в море неуспеха можно найти
островок успешности и закрепиться на нем.
�
Ставить перед ребенком только
конкретные цели.
�
Не ставить перед первоклассником
несколько задач одновременно.
Перспективная цель критериального
обучения -
достижение полной ответственности
обучаемого
за процесс и результат непрерывного
самообразования.
Библиография:
Ø
Цукерман Г.А. Оценка без отметки. – М.:Рига, 1999.
Ø
Репкина А.Б., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной
деятельности. -Томск: Пеленг,1993.
Ø
Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной
деятельности. – М.: Рассказовъ, 2002.
Ø
Матвеева Е.И., Панкова О.Б., Патрикеева И.Е. Критериальное
оценивание в начальной школе. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011
Вернуться назад
ДАЛЕЕ