МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "ЯГУНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА" КЕМЕРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДМЕТНИК
«Игровая
площадка – особый детский мир»
Исследовательский проект
Мария
Геннадьевна Константинова
Научный
руководитель
Яцышина
Мария Васильевна
Учитель
математики
высшая
квалификационная категория
РЕФЕРАТ
Данная
работа выполнена на двадцати страницах. Имеется литературный
обзор, в котором рассматриваются вопросы значимости
организации досуга дошкольников, условия развития ребенка,
познание им социальных норм поведения и правил общения в
процессе игры.
Просматривается цель проекта: «исследование возможности
благоустройства села детскими игровыми площадками».
Есть глава,
посвященная методике исследования влияния территориального и
демографического фактора на расположения игровых площадок,
были проведены исследования уровня досуга детей дошкольного
и младшего школьного возраста, путем анкетирования. Из 30
опрошенных человек 19 отметило низкий уровень досуга, что
составляет 64%, средний -23% и только 13% высокий.
В ходе
исследования, было выяснено количество детей дошкольного
возраста, а также рождаемость за последние шесть лет в селе.
Из полученных данных просматривался рост рождаемости.
Показаны
средства и результаты исследования в виде анкеты, таблиц,
цветных диаграмм, а также сделаны выводы по поводу
организации досуга детей на территории села.
Таким
образом, работа посвящена достаточно важной теме. Детская
игровая площадка – это место развития личности ребенка,
знакомство с окружающим миром, с культурными и духовными
ценностями, опытом общения со сверстниками через игровую
деятельность.
Проделанная
работа подводит к практическому применению данного проекта.
Содержание
Введение
3
1.
Значимость общения и активного отдыха в процессе развития
ребенка
дошкольного возраста
4
2. Анализ
исследования территориального и демографического
фактора
для расположения игровых
площадок 6
Заключение
11
Список
используемой
литературы
12
Приложение
13
Введение
Сохранение и
укрепление здоровья детей дошкольного возраста акцентируется
на развитии основных двигательных качеств, предполагает
большое количество подвижных игр. Формирование, сохранение и
укрепление физического, психического и социального здоровья
дошкольников возможно на основе интеграции педагогического
(родитель), физиологического (организованные игровые
площадки) и психологического (культурные условия)
направлений.
Вместе с
тем, именно семья остается тем эпицентром социальной
системы, функционированием которой, в конечном счете,
подчинены все задачи государства, призванные создавать
необходимые социальные условия для развития семьи и
личности.
Если взять
во внимание территорию Ягуновского поселения и рассмотреть
условия созданные для досуга детей дошкольного возраста, то
можно заметить, что рост рождаемости детей не соответствует
возведению детских игровых площадок. В этом мы видим
актуальность проблемы и пытаемся решить ее ставя перед собой
цель.
Цель
проекта: исследование возможностей благоустройства села
детскими игровыми площадками.
Для решения
этой цели были поставлены следующие задачи:
- показать
значимость общения и активного отдыха в процессе развития и
роста ребенка,
-
исследовать территориальный и демографический фактор для
расположения игровых площадок,
- изучить
способы реализации проекта.
1.
Значимость общения и активного отдыха в процессе развития
ребенка дошкольного возраста
Целью
дошкольного воспитания является всестороннее
физиологическое, умственное, нравственное, эстетическое
развитие детей. Его роль состоит в овладении некоторыми
человеческими знаниями и умениями, приобретении некоторых
психических качеств, которые нужны для жизни в обществе,
формировании взаимоотношений с людьми.
Дошкольное
детство – это особый период в развитии ребенка. В это время
у детей развивается самые общие способности, которые
необходимы любому человеку в любом виде деятельности. «
Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с
ними, способность хотеть, радоваться и огорчаться, познавать
новое, пускай наивно, но зато ярко и нестандартно, по-своему
видеть и понимать жизнь – это и еще многое другое несет в
себе дошкольное детство», - писал Л.А. Венгер.
Человеческая
среда не просто условие развитие ребенка, она сама источник
этого развития.
Ребенку
нужна не просто среда, действующая на его мозг через органы
чувств, ему нужна среда очеловеченная: ему нужно
человеческое общество, и человеческое общение.
Если не
сдерживать естественной активности детей, давать им
достаточно играть, разнообразить их игровые ситуации,
появиться координация движений, разовьется ловкость и
четкость. Если бы во дворах, парках, детских садах не было
качелей, горок, лесенок, игровых стенок – тех
приспособлений, которые служат неотъемлемой частью игры, то
нечем было бы помочь ребенку перенестись в мир его фантазий.
«Контакт с каждым из этих предметов позволяют ребенку
почувствовать и пережить нечто важное для его развития.
Причем темы этих переживаний универсальны – они значимы для
всех детей на протяжении длительных возрастных периодов»[ 3,
c.246] М.В. Осорина.
Игровая
площадка оказывается такой территорией, где и происходят
одни из самых важных открытий в жизни дошкольника. Ребенок
познает не только окружающий мир, знакомится с культурными и
духовными ценностями, но и получает такой важный для своего
развития опыт – опыт общения со сверстниками. Грамотно
обустроенная детская площадка – это не только место
реализации физических потребностей ребенка, это еще и место
духовного и интеллектуального контакта, где через игры
происходит процесс познания окружающего мира. На игровых
площадках ребенок получает важные социальные приобретения 1)
расширение репертуара поведения, 2) познание социальных норм
и правил, 3) особые возможности непосредственного общения с
другими детьми.
М.В. Осорина
[3,c
263] выделяет две основополагающие функции, которые
выполняет детская площадка. Во-первых, в мире, где царствуют
взрослые, такая площадка оказывается единственным законным
местом, где могут царить дети, где все для них, откуда их
никогда не прогонят, поскольку они на своей территории.
Во-вторых, это микромир, предназначенный для удовлетворения
игровых потребностей детей. Ребенку важно знать, что такое
место существует, так как дети очень часто сталкиваются с
тем, что взрослые гонят их из пространства своих ситуаций.
2. Анализ
исследования территориального и демографического
фактора для
расположения игровых площадок
Необходимость благоустройства детских площадок на
территории села является бесспорным. Об этом свидетельствует
и тот факт, что для детей дошкольного возраста очень мало
мест для игры (дети зачастую играют без присмотра вдоль
дорог), хотя это ведущий вид деятельности для них. Об этом
говорит и социологический опрос, проведенный с населением,
родители были бы очень рады возникновению в нашем селе
обустроенных игровых площадок в микрорайонах села.
Первым
этапом, провели исследование уровня досуга детей дошкольного
и младшего школьного возраста, путем анкетирования №1 (см.
приложение 1.1). Полученные результаты были обработаны и
представлены в виде таблицы 1.(приложение 1.2). Таблица
показывает оценку в баллах уровня (низкий, средний,
высокий,) досуга детей. Для наглядности результатов
построены диаграммы столбчатую, в процентном отношении
–круговую. (см. приложение 1.3) Из диаграмм видно, что
уровень досуга детей в селе низкий. Из 30 опрошенных человек
19 отметило низкий уровень досуга, что составляет 64%,
средний -23% и только 13% высокий, так была выявлена
проблема.
В ходе
второго этапа исследования было выяснено количество детей
дошкольного возраста, а также рождаемость за последние шесть
лет в селе.
Для сбора
данных обратились в МУЗ ЦРБ Кемеровского района на
территории села. По итогам 2008 года число детей дошкольного
возраста составило 179 человек. Из которых 31% детей (что
составляет 57 человек) посещают детский сад, 69% не посещают
детское дошкольное учреждение (см. приложение 2.1).
Изучая
полученную информацию, приходим к выводу о недостатке
детских дошкольных учреждений на селе, и что его могут
восполнить детские игровые площадки в микрорайонах на
территории поселения, для общения детей и их родителей.
Для
дальнейшего анализа рассмотрим таблицу 1 «Темпы роста и
прироста рождаемости детей на поселении Ягуновское 2004-2008
гг.»
Таблица 1
Темпы роста
и темпы прироста рождаемости детей в поселении Ягуновское
2004 - 2008 гг.
Годы
Число детей
Темпы прироста по отношению к
2004 году, %
Темпы роста, %
2004
21
-
-
2005
24
14
14
2006
26
23
8
2007
30
42
15
2008
39
53
30
По данным
таблицы можно сделать выводы о том, что в 2008 году
рождаемость по равнению с 2004 годом возросла на 53%, что на
18 человек больше. Тенденция роста рождаемости
прослеживается ежегодно, так в 2005 году по сравнению с 2004
годом увеличилась на 14%, в 2006 году по сравнению с 200
годом увеличилось на 23 %, а в 2007 году на 42%.
Из
приведенных выше данных, что в перспективе необходима
организация досуга детей дошкольного возраста.
Частичным
решением этой проблемы является реализация данного
проекта, который предполагает обустройство села детскими
игровыми площадками. Для определения расположения площадок
на территории, приступили к третьему этапу исследования, а
именно выяснили проживание детей дошкольного возраста, по
улицам, данные представлены в таблице 2.
Таблица 2
Количество
детей рожденных в период 2003 – 2008гг. по улицам.
Года
Новая
Садовая
школьная
Шко
льная
М.Горь
кого
Рабочая
Инициа
тивная
Заре
чная
Лесная
Угловая
Труд
овая
Озер
ная
Луго
вая
Цвето
чная
Центра
льная
2003
4
2
3
6
3
1
1
4
1
1
1
2004
7
1
3
1
1
1
2
2
1
2
2005
3
3
2
2
1
3
1
5
1
1
1
1
2006
3
2
4
1
1
4
5
3
1
1
1
2007
6
6
6
2
4
3
1
2
2008
9
5
1
4
1
2
2
4
4
1
3
3
Из
данной таблицы сделаем выборку улиц на которых проживает
большее количество детей дошкольного возраста и построим
столбчатые диаграммы рис.
1.
Рис. 1
На
пересечении улиц Школьная и Луговая имеется лог, засыпанный
мусором, облагородив эту территорию можно на ней построить
детскую площадку.
Рис.2
Предположительное место расположения площадки в пересечении
улиц Рабочая и Лесная.
Рис.3
Предполагаемое место
расположения площадки на территории
дворов двухэтажных домов, либо в районе территории вблизи
почты и общежития.
Рис.4
Предполагаемое место расположения на пересечении переулка и
улицы Заречная.
Заключение
Подводя итоги проделанной работы, делаем выводы, что
довольно остро стоит проблема места для игры детей
дошкольного и младшего школьного возраста. Дело в том, что
существующих детских площадок недостаточно, и они мало
обустроены, в них нет детского оборудования для
дошкольников. Из-за этого дети общаются на улицах вблизи
дорог, а их родители обеспокоены тем, что в селе нет
специализированных мест для детских игр.
Игровая деятельность современных детей находиться на
довольно низком уровне развития. Детей необходимо учить
играть, передавать им основные образцы поведения в обществе,
знакомить с морально-нравственными ценностями. Быть может,
стоит в серьез задуматься и вмешаться в этот несложный
процесс благоустройства детских территорий. Ведь
удивительное время детство, бывает только раз в жизни.
Анализируя рост рождаемости, уровень досуга детей, адрес
проживания видно, что детей с годами на улицах становиться
больше, только дети до трех лет составляют 44% всех
дошкольников, а уровень досуга остается низкий. На лицо
актуальность проекта.
Осуществление проекта является приоритетным, так как он
направлен на развитие личности ребенка, и задача взрослых
помочь удовлетворить потребности детей в более привычной для
них деятельности игре, дать возможность детям получить
радость – качаясь на качелях, играя в песочнице, катаясь на
каруселях, наслаждение – от эстетически оформленной
площадки, которая благоустроит и территорию села.
Список
используемой литературы
1.
Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие
отношений ребенка в детской субкультуре. – М.: Московский
психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО
«МОДЭК» 2000. – 416с.
2.
А.Г. Хритсова «Мир детства»: / Дошкольник 2-е издание М.:
Педагогика 1999. – 280с.
3.
Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира
взрослых. – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 288с.
Приложение
Синий-
дети посещающие детский сад. (31%)
Красный-
дети до трех лет.(44%)
Зеленый-
дети дошкольного возраста, не посещающие детский сад. (25%)
Рождаемость
детей по улицам
Синий-
рождаемость детей на улице Новая.
Бордовый-
рождаемость детей на улице Садовая.
Зеленый-
рождаемость детей на улице Школьная.
Фиолетовый-
рождаемость детей на улице М-Горького.
Березовый-
рождаемость детей на улице Рабочая.
Оранжевый-
рождаемость детей на улице Инициативная.