МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "ЯГУНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА" КЕМЕРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДМЕТНИК
Муниципальное образовательное
учреждение
Ягуновская средняя
общеобразовательная школа
Кемеровского
района Кемеровской области
П Р О
Г Р А М М А
(Элективного курса предпрофильной подготовки-9-й кл.)
« История
Отечества – история реформ»
Кемеровский район
с.
Ягуново
2006г
Муниципальное образовательное учреждение
Ягуновская средняя общеобразовательная школа
Кемеровского района Кемеровской области
ПРОГРАММА
Элективного курса предпрофильной подготовки (9-й класс)
«История Отечества – история реформ»
Автор: Полетаева Анна Ивановна
Учитель истории
1
й квалификационной категории
Отличник народного просвещения
Оглавление
1.Пояснительная записка ______________ стр. 4
2.Учебно – тематический план _________ cтр.
5
3.Содержание программы ______________ стр. 6
4.Перечень терминов __________________ стр.7
5.Литература __________________________ стр. 8
Пояснительная записка
Актуальность программы определяется тем, что рассматриваемая
проблема – опыт реформ и судьбы реформаторов, является одной
из актуальных тем в Отечественной истории.
Интерес к реформаторству в Российской истории возрастает
неуклонно. Содержание программы призвано помочь учащимся
понять процессы трансформации современной России, опираясь
на знание Отечественного опыта реформаторства.
Важная
задача курса – дать школьникам реальное представление об
уникальности и значимости отечественного исторического
опыта, о вкладе нашей страны в многовековый опыт
реформирования волнующий всё человечество. Тем более, как
справедливо заметил В.О.Ключевский: «История не учит, она
только наказывает за её незнание».
Образовательный курс является источником знаний, который
расширяет и углубляет базовый компонент (обобщая материал
школьных курсов Отечественной истории 6-9 классов).
Он
решает такие задачи как:
1.Изложение предметного содержания.
2.Определение видов деятельности учащихся, в которых
происходит формирование способностей: предметной,
социальной, коммуникативной.
3.Дифференцированный подход к учащимся.
4.Организация самостоятельной работы учащихся.
5.Способствовать формированию у школьников системы
ценностей, базирующейся на гражданственности, чувстве
сопричастности к судьбе своей Родины и ответственности за
неё.
Курс
рассчитан на 19 часов, желательно во втором полугодии.
Учебно - тематический план
№
Тема занятий
К-во час.
Формы работы
1.
Введение. Опыт
реформ в России.
1ч.
Лекция
2.
Крещение Руси как
первая и грандиозная реформа.
2ч.
Семинар-практикум
3.
Иван
Грозный-реформатор тиран, человек эпохи
Возрождения.
2ч.
Ролевая игра.
4.
Пётр Великий –
Россия, поднятая на дыбы или на «дыбу» ?
2ч.
Семинар-практикум
5.
Екатерина Великая
–«просвещённый монарх» на троне.
2ч.
Лекция с элементами
беседы
6.
«Дней Александровых
прекрасное начало» (Александр1-реформатор. М.
М.Спранский.)
«Коллективизация» и
«индустриализация» как способ модернизации страны в
20-30 годы 20века
2ч.
Диспут
10.
Итоговое обобщение.
Либеральные реформы в современной России.
2ч.
Лекция.Тесты.
Содержание программы.
Введение. Реформы
и революции в истории. Опыт реформ в России.
Тема-1.Крещение
Руси ,отражение событий в школьных учебниках(6кл.) Личность
и эпоха. Владимир Красно Солнышко (Креститель) – истоки
реформаторства (мы родом из детства). Историческая
необходимость и (или) личный мотив? Выбор пути и его цена.
Тема-2.Иван
Грозный. Личность реформатора (потомок Д. Донского и Мамая).
«Светлая половина» царствования. От «Избранной рады к
«кромешникам». «В гневе начал он чудесить»? «Тайна сия
велика есъм». Успешный реформатор и цена реформ.
Тема-3.Личность
Петра в учебниках и литературе. « Гений» (у власти или
хулиган?). Цели и задачи реформ. « Птенцы гнезда Петрова».
Итоги и результаты. «Отдайте всё…..». Продолжение традиций?
«Медный всадник».
Тема-4.Екатерина
Великая. «Штык вещь хорошая, вот только сидеть неудобно».
Социальный эксперимент. Идеи века Просвещения. «Наказ» как
попытка провозглашения законности основы общественного
устройства. Власть и общество. «Опора» для реализации. Е.
Пугачёв и революция во Франции. Причины неудачи.
Тема-5.Александр-1
в оценках современников. (А.С.Пушкин: «Ура! В Россию скачет
кочующий деспот…..»-«Он человек! Им властвует мгновенье.
……Он взял Париж, он основал Лицей). От М.М.Сперанского
до А.А.Аракчеева. Подводя итоги. «Не мне судить…..».
Тема-6.
«Прекрасное России упованье» (В. А. Жуковский). Русская
перестройка-19века. Русское общество накануне реформ.
Проекты и государственная необходимость. «Одним росчерком
пера….» Судебная, земская, военная…. «Диалог»: власть и
революционеры. Конституционная монархия или …Александр-2
(Освободитель) как реформатор.
Тема-7.Выбор
пути. 1-я Государственная дума. П.А.Столыпин: «Успокоение и
реформы». Разрушение общины. Итоги аграрной реформы
Переселенческая политика. «Нам нужна великая Россия….».
Одинокий реформатор.
Тема-8. «Мы наш
мы новый мир построим….». Выбор модели. Цена вопроса. Методы
и средства. Альтернативы и итоги. И. В. Сталин как
реформатор.
Итоговое обобщение.
Либеральные реформы в современной России.