МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "ЯГУНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА" КЕМЕРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОЛИМПИАДЫ ПО ХИМИИ
ЗАДАНИЕ КЛАССНОЙ ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ
Задание № 1.
Укажите вещества,
принадлежащие к определённой группе изомеров, дайте им
систематические и рациональные названия. (5 баллов за каждое
задание).
а) укажите транс - изомеры,
назовите их:
Задание №
2.
К 1 литру смеси этана и этилена добавили 1 литр водорода и
полученную смесь пропустили над никелевым катализатором.
После пропускания объём смеси составил 1,3 литра. Установите
объёмный состав исходной смеси.
(5 баллов)
Задание № 3
Какие новые соединения можно получить, используя гидроксид
кальция, уголь и любое лабораторное оборудование?
(О.5 балла за одно вещество)
ЗАДАНИЕ ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ
1. В 1828 г. Ф. Велер, упаривая водный раствор
NН4ОСХ,
осуществил первый
синтез природного
органического вещества из неорганического. Мировое
производство полученного им вещества в настоящее время
составляет десят- ки миллионов тонн в год. Назовите его и
исходное вещества и изобразите их структурные формулы. Как и
зачем это вещество производят в таком количе- стве в
настоящее время?
2. Для
приготовления раствора брома в воде («бромной воды»)
известной концентрации в препаративно химии иногда
пользуются следующим прие- мом: готовят растворы точной
концентрации бромата и бромида калия. Затем необходимые
объемы этих растворов сливают и подкисляют. Приведите
уравнение реакции, лежащей в основе описанного способа
приготовления «бромной воды». Какой объем 0,2 М раствора
бромата калия и 10 % серной кислоты (р = 1,066 г/см')
потребуется для реакции со 100 мл 0,25 М раствора бромида
калия? Вычислите концентрацию брома (моль/л, в полученной «бромной
воде». Изменением объема в результате реакции можно пренеб-
речь.
3. Снесла
курочка Ряба яичко, да не простое, а золотое. Дед бил, бил —
не раз- бил, баба била, била — не разбила. Мышка пробежала,
хвостиком махнула. упало яичко в стакан с водичкой, и
растворилось в той водичке напрочь. Предложите известные Вам
варианты химического состава «водички» (не более трех) в
предположении, что Ряба неслась исключительно яичками с
массовой долей золота 100 %. Напишите уравнения реакций.
4. Составьте формулы всех возможных геометрических изомеров
соединения СН-СН=СН-СН-СН=-СН-СН-СН=СН-СН-и укажите их
конфигурацию.
5. Исходя из
углерода и любых других неорганических реактивов, приведите
схемы получения (с указанием условий проведения всех реакций):
а) 1,1-дихлорэтана; б) 1,2-дихлорэтана; в) этиленгликоля
(НО-СН2-СН-ОН); г)
янтарной кислоты (НООС-СН2-СН2-COOH).
6. Вещество А
— двухэлементное соединение, содержащее 17,65 % водорода
В газообразном состоянии А вступает в реакцию с газом Б,
содержащим 2,74 % водорода, образуя соль В. В жидком
состоянии Арастворяет натрий и медленно реагирует с
ним,давая соль Г. Расшифруйте соединения А - Г. Как
получить А из В и из Г? Будут ли взаимодействовать В
и Г между собой? Какие продукты можно получить при реакции
А с кислородом? Знаете ли Вы как в промышленности
получают А и где его используют? Напишите химиче- ские
реакции и условия их проведения.
ЗАДАНИЕ КЛАССНОЙ ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ УЧЕНИКОВ 9 КЛАССА
1.
Это удивительное вещество (А) не переносит прямого
солнечного света, а некоторые добавки разлагают его так
быстро, что оно будто вскипает. Установлено, что А всегда
образуется во влажной атмосфере при грозовом разряде. Как
кровоостанавливающее и дезинфицирующее средство, его чаще
всего используют в виде 3 %-гo водного раствора, который и
продается в аптеках; в медицине при- меняется также
концентрированный 30 %-й раствор (препарат Б).
Домашние хозяйки с его помощью выводят пятна и отбеливают
ткани, а современные модницы обесцвечивают волосы перед
покраской. Однако, обращаться с ним надо очень аккуратно:
попадая на кожу рук, он вызывает сильные ожоги, Особенно
надо беречь глаза. По этой причине для бытовых целей
удобнее использовать твердое со- единение вещества А с
мочевиной (ее формула CO(NH2)2),
которое также можно купить в аптеке (препарат В)
Действие раствора, содержащего таблетку В массой 1,25
г в стакане воды, будет таким же, как если бы Вы взяли одну
столовую ложку (15 г) 3 %-гo раствора А на стакан воды.
Приведите
название вещества А и препаратов Б и В.
Рассчитайте мольное соотношение А и мочевины в препарате
В. Какие Вы знаете добавки, ускоряющие разложение А? На
чем основаны дезинфицирующий, отбеливающие свойства А?
Почему оно образуется в атмосфере только при грозовом
разряде?
2.
Для определения содержания магния в алюминиевом сплаве
магналин навеску сплава массой 10 г полностью растворили в
разбавленной соляной кислоте. После реакции масса раствора
оказалась на 1,025 г меньше, чем исходная сумма масс кислоты
и сплава. Определите содержание магния в сплаве. Какие
отрасли промышленности могут являться основными
потребителями магналина?
3.
Какую массу соды можно получить из 10 л (и. у.) СО г
и 30 г NaOH? Сделайте отдельно расчеты для питьевой,
кристаллической и кальцинированной соды, дайте этим
веществам номенклатурные названия.
4 . При подготовке овощехранилищ к новому сезону
грамотные хозяева проводят их окуривание. Тщательно заделав
все щели, зажигают в металлическом или керамическом сосуде
куски серы (200 г на каждые 100 м обрабатываемого помещения),
после чего быстро выходят наружу и плотно закрывают за собой
дверь. Спустя б-9 часов хранилище проветривают и ставят
внутрь ящик с известью. Ещё через сутки -двое помещение
готово к эксплуатации.
С какой целью в хранилище жгут серу? Рассчитайте
концентрацию продукта горения серы в воздухе, овощехранилища.
Приведите решения для объемных и массовых %, условия примите
нормальными.
Зачем нужен ящик с
известью и какую известь лучше использовать, гашеную или
негашеную?
Ответы поясните,
равнениями реакций.
ЗАДАНИЕ
ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ УЧЕНИКОВ
9
КЛАССА
Задание № 1
«Долгое время были напрасны все попытки получить Х. Очевидно,
должно было избежать присутствия воды и повышения
температуры, что и выполнил в 1886 г N. Он разлагал
действием ильного гальванического тока в платиновой
V-
образной трубке сжиженный на холоду У, к которому прибавлено
было небольшое количество калиевой соли Z. Тогда на
отрицательном электроде является водород, а на положительном
(из иридистой платиы) Х в виде слабоватозеленого газа, прямо
соединяющегося : кремнием, с бором, с серою и др. При
сильном охлаждении Х сжижается в желтую подвижную жидкость,
кипящую при -187 С. Она не действует на стекло, лед и воду,
но с водородом и углеводородами тотчас воспламеняется. Даже
соляная кислота разлагается при действии Х».
О каком веществе Х идет речь в «Основах
химии» Д. И. Менделеева? Напишите уравнения всех описанных
реакций и взаимодействий?
Задание 2.
В
последнее время получил распространение., компьютерный набор
олимпиадных задач с применением автоматической корректировки
правописания. Внимательно изучите нижеприведённую задачу,
оформленную машинисткой без химического образования.
"Кристаллогидраты многих солей при нагревании плавятся без
изменения состава, образуя однородный раствор соли в воде.
Например, кристаллогидрат А даёт 67,51%-ный раствор сульфита
натрия, кристаллогидрат Б - 55,91 %-ный раствор
сульфита натрия, кристаллогидрат В -50,01 %-ный
раствор сульфита натрия. Напишите химические формулы
указанных кристаллогидратов."
Известно, что в тексте имеется две опечатки типа "буква
заменена на другую". Укажите их и решите задачу в
исправленном виде, имея в виду, что кристаллогидрат обычно
содержит целое количество молекул воды N на молекулу соли.
Задание. 3Юный химик добавил
какой-то бесцветной жидкости к какому-то порошку и слегка
погрел. В продуктах реакции он обнаружил только сернистый
газ, воду и сульфат железа (Ш). Помогите ему взобраться в
том, какие у него были исходные вещества (предложите все
возможные варианты). Ответы обоснуйте уравнениями реакций.
Задание 4.
При электролизе водного раствора гидроксида калия выделяются
бесцветные газы А и В. известно, что газ А
способен поддерживать горение. При пропускании газа В
над нагретым черным по- рошком С образуется жидкость
D и простое вещество красного цвета Е. Назовите
соединения A — Е и за- пишите уравнения описанных реакций.
Как называется смесь этих газов с объемным соотношением 1:2?
почему для получения газов А и В проводили электролиз
водного раствора гидроксида калия, а не дистиллированной
воды? Приведите еще по два лабораторных способа получения
газов А и В.
Задание 5. Юный химик Вася задумал получить оксид хрома
(Ш) из хромокалиевых квасцов.
КCr(S04)2.12Н20.
Чтобы наверняка получить максимальное количество оксида,
Вася прилил к раствору 10г квасцов в 100 мл воды избыток
крепкого раствора щелочи, в котором содержалось в полтора
раза больше КОН, чем он рассчитал по уравнению реакции.
Полученный осадок он отфильтровал и прокалил при температуре
300С. Рассчитайте массу полученного оксида. Напишите
уравнения реакций. С каким выходом получил Вася желанный
продукт?