МОУЯгуновская 
средняя 
школа


Главная


История школы

Новости сайта

Предметник

Мой класс

Достижения

Инновации

Детская организация

Музей

Дошкольное образование

Дополнительное образование

Родительская страничка

Контакты

Гостевая книга


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ЯГУНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
КЕМЕРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ЗАВУЧА


Педсовет. Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика

 

Цель: осмысление понятия  «эффективный урок».

Задачи:

n      Определить критерии эффективного урока.

n      Выявить приёмы, способствующие проведению эффективного урока.

 

Эпиграф: Образование – важнейшее из земных благ

если оно наивысшего качества.

В противном случае оно совершенно бесполезно».лезно».
Р.Киплинг

  

План педагогического совета:

 

1. Урок остается!  Шаврина М.В.

2. Результаты анкеты с обучающимися. Игнатьева Т.В.

3. а)Эффективный  урок, его критерии.

б) Практика: Педагогическое лото. Ощепкова М.П.

3. Критерий «Личностная значимость для учащихся» Мотивация обучения. Продуктивные приемы,  используемые в обучении. Яцышина М.В.

4.Критерий «Комфортность, благоприятный психологический климат».Грибанова   З.В.. (педагог – психолог)

5. Решение педагогического совета 

 

Ход  педагогического совета:

 1. Урок остается!
          Урок – динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) учителя и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, воспитания и развития ученика.

        Учёные замечают: «Чем выше интерес и активность учеников на уроке, тем выше и результат занятия». Это применимо и к сегодняшнему нашему занятию: чем выше будет ваша активность - тем выше будет эффективность нашего педсовета».

       Урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный (деятельный) означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

    Слышится в нем что-то и от судьбы (рок), и от дремучего леса (урочище), и от урчания зверя. Ассоциации не из приятных. А на самом деле? Наиболее понятный и привычный смысл (по В.И. Далю) – ученье в назначенный час, срочная задача, назиданье, вперед наука. Но вот происхождение слова заставляет задуматься: «урок» ведет свое начало от древнерусских «урекать», «урочить» – испортить, навредить, изуродовать, наводить сглаз.

Виктимизация, т.е. превращение человека в жертву объективных условий жизни.

     Виктимность, как ощущение себя жертвой обстоятельств, исподволь, неявно развивается и на уроке. Чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно посмотреть на его привычную структуру: оргначало, опрос, новый материал, закрепление, оценка, выводы. Это и есть те самые обстоятельства, которые создаются учителем и превращают ученика в жертву. Противоречия между знанием учителя и незнанием ученика снимаются здесь просто: надо заставить ученика учить, т.е. все усилия направить на превращение ученика в раба знаний.

 

 Плюсы и минусы традиционного урока:

 

Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове. 

Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель.

Наша молодость, работа, интересная размеренной уверенностью в ее необходимости и пользе, интересная жизнь. Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников. 

Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда). 

На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. 

Все большее количество учеников желает учиться в классах «выравнивания». 

 

На коллектив позволяет уделять равное внимание и отличникам, и «середнячкам», со «средними» учениками работать проще, меньше головной боли. 

Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем.

Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может.

Недовольство администрации, заинтересованной в новом, несоответствие программ, учебников, пособий нормативным документам.

 

Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом. 
Большинство учителей отмечает резкое снижение интеллектуального уровня учеников на примере конкретных классов, увеличение учеников, в лучшем случае, со «средним» и низким уровнем развития.

         При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим   школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше не состоявшихся личностей.  Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда четко и правильно выполняли указания учителя.

 

           Традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение.

           Традиционный урок – это известные ученые и менее известные учителя- практики.

            Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме. 

            Традиционный урок – как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть смертельная усталость, пусть не всегда удовлетворяют ученики, на уроке – все знакомо, привычно, понятно, это – традиционно.

            Так может и не стоит ничего менять?

 

 2. Результаты анкеты с обучающимися.

        Для выяснения мнений  учащихся нашей школы была создана анкета и проведено анкетирование, одной из целей которого было определение наиболее важных ресурсов урока.

 Обучающиеся 7, 9, 10 кл. Всего 46 учеников.

n      Не интересно -17

n      Не понятно  изложен новый материал урока-14

n      Однообразные уроки, шаблонная структура -11

n      Нет ожидаемой помощи от учителя- 8

n      Не активно участвую в уроке (на меня  учитель не обращают внимание) – 9

n      Учителем дается самостоятельная  работы без должной подготовки, я не спрвляюсь с ней  -10

n      Мало времени на изучение нового материала ( т. к. долго проверяется домашнее  задание)    -7

n      Для меня не определена цель и задачи урока  -10

 

 3. Эффективный  урок. Критерии.

 u    Эффективность – дающий эффект, приводящий к нужным результатам действенный (словарь  С.И. Ушакова)

u    Под эффективностью понимают полезность для развития каждого ребёнка

u    « Эффективность» в переводе с латинского – « эфектос» означает выполнение действий, результат, следствие каких- либо действий.

 

Критерии эффективного урока

u    Конкретность поставленной цели и задачи

u    Заинтересованность учителя и ученика

u    Результативность

u    Качество  и доступность  изложенного материала

u    Формирование умения и навыка

u    Разнообразие методов и приемов

u    Эмоциональная подача материала

u    Индивидуальная работа

u    Выбор типа урока

u    Прогнозирование результата урока

u    Учет учебных возможностей  ученика

u    Умение общаться, стиль общения

u    Активная  и творческая работа учащихся

u    Самостоятельность учащихся

u    Использование  ТСО

u    Сотрудничество

u    Насыщенность урока, моторная плотность урока

u    Личность учителя

u    Взаимодействие учителя и ученика

u    Практическая направленность

 

Практика: Педагогическое лото. (Критерии эффективности личностно ориентированного урока)

1.Перечень  критериев

 

2.Содержательная характеристика критериев

-Пословицы и поговорки

-Афоризмы

-Поэтические мысли

 

3. Критерий «Личностная значимость для учащихся». Мотивация обучения. Продуктивные приемы,  используемые в обучения.

          Как заинтересовать предметом и учебой своих воспитанников?

          Как добиться лучшей успеваемости?

           Как сделать, чтобы ученики не только получили знания, но и научились действовать самостоятельно? Как развить их?

Для того, чтобы «включить» ученика в учебно – познавательную работу, сделать его активным участником учебного процесса нужна мотивация. Это первое из современных требований.

l      Мотивы – это то,   что побуждает и направляет деятельность человека, ради чего он ее совершает.

l      В роли мотивов может выступать интерес, влечение, эмоции, долг, возможность общения, получение признания.

l       Без мотива любая деятельность, в том числе учебная, никогда не будет эффективной. Только благодаря мотиву у человека появляется желание активно работать и  овладевать знаниями, поэтому приступая к написанию плана урока следует позаботиться о создании у учеников мотивации к познанию, к учебной работе.

     

Какие бывают мотивы?

 

Мотив «Познавательный»

    Он связан с интересом к узнаванию нового и  является главным для школьников.

Вызвать его у учащихся (прием)  можно

путем последовательного раскрытия множества разных практических применений какого-то явления (в технике, медицине, быту…)

посредством информации из жизни литературных героев, рассказа занимательного факта, постановки опыта, дающего неожиданный эффект, показом парадоксального эксперимента. После чего задается вопрос, почему это произошло? Чем это вызвано? И т.д.

 

Мотив «Саморазвитие»

Мотив «Саморазвитие»  связан с желанием больше  знать и уметь, развивать свой ум и смекалку повышать свой культурный уровень.

Приемы его вызывающие:

l      Информация педагога о значении материала, каким новым умственным умениям, предстоит овладеть и какое это имеет значение;

l      Новый метод практической деятельности, которому будет посвящен урок.

l      Приглашение занять «на сегодня» один из служебных постов(инженером, исследователем, изобретателем и т.д.)

Мотив «Достижение»

Мотив «Достижение»,  ориентирует человека на «взятие высот», получение хороших или лучших результатов в учебе, завоевание побед в интеллектуальных конкурсах.

Приемы, вводимые его в действие:

l      Нужно каждый раз называть «высоты», которые предстоит штурмовать(решать задачу на применение известного факта в неизвестной ситуации, создать проект, провести исследование)

l      Отмечать взятие каждой учебной «высоты»(наградой, отметкой, благодарностью…)

l       Вычерчивать маршруты покорения пиков «Знания» и «Умения»

l       Давать поэтические и вместе с тем значимые по смыслу названия заданиям и урокам (я- изобретатель, мы – составители задачника..)

Мотив «Профессионально-жизненное самоопределение»

 

Мотив «Профессионально-жизненное самоопределение» ,  нацелен на будущую профессию человека и его становление

Вызвать его можно так:

l      Сообщить, что получаемые знания и умения  нужны людям таких-то специальностей ( умения разбираться во множестве факторов, связывать их между собой и делать выводы – требуется учителю, врачу, автомобильному слесарю, исследователю …)

Мотив    «Коммуникативный»

Мотив    «Коммуникативный»,   связан с возможностью общения, сотрудничества, взаимодействия.

  Приемы введения его в действие:

l      совместное выполнение работы так, чтобы каждый     делал свою часть.

l      групповое исследование с обсуждением в группе полученных результатов.

l      бригадную или групповую разработку проекта.(эксперимента, наблюдения, создания чего-либо)

l      участие в уроках «ролевая игра» (пресс-конференция, диспут, интервью…)

«Эмоциональный» мотив

«Эмоциональный» мотив  порождают положительные эмоции: чувства радости, удивления, азарта, восторга и т.д.

Вызывают его приемы:

l      интересная организация  занятия

l      создание на уроке делового настроя, обстановки увлеченности, доброжелательности, спокойствия,

l      щедростью на похвалу каждой учебной удаче

l      организацией ситуаций сотрудничества и успеха для учащихся в работе

l      обращением внимания на общие достижения

 

4 Критерий «.Комфортность, благоприятный психологический климат».

- Тренажер по методике Базарного В.Ф. Цель:  профилактика зрительных расстройств,  и  восстановление утраченного зрения, укрепление глазодвигательных мышц, снятие зрительного утомления. Этот тренажер составлен на основе методики Базарного В.Ф., учитывая рекомендации автора (количество раз, цвет и форма линий).  Можно использовать его на уроке, во внеурочное время, дома. Большую помощь оказывает детям с нарушениями зрения. Для выполнения упражнений нужно просто запустить программу и следить за фигурами.

-Гимнастика для глаз Солнышко.

- Релаксация для учителя «Здорово»

 

4. Решение педагогического  совета 

 

             Уроку -350 лет, но главным ресурсом развития урока в любое время становится сам учитель

n      Использовать в работе критерии эффективности современного урока.

  • Развивать и совершенствовать навыки самоанализа, умение критически подойти к своей деятельности, искать и находить пути решения возникших педагогических затруднений и проблем.

n      Провести заседания МО «Развитие познавательной деятельности обучающихся»

n      Провести открытые уроки по теме педсовета (февраль). Самоанализ. Анализ уроков в группах.

 

Памятки для учителей

 

1.Схема анализа личностно-ориентированного урока:

 

Мотивационно-ориентированный аспект

1.      Смог ли учитель обеспечить мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке? Какие педагогические приёмы для этого были использованы?

  1. Насколько точно и доходчиво разъяснены целевые ориентиры учебного занятия? Стали ли они личностно значимыми для учеников? Нацелена ли деятельность педагога на развитие индивидуальности учащихся, на формирование их способности к самопознанию и самостроительству?

Содержательный аспект

  1. Является ли отобранный учебный материал адекватным требованиям образовательной программы, цели, задачам и ведущим идеям урока?

  2. Смог ли учитель правильно определить групповые и индивидуальные познавательные возможности учащихся, установить взаимосвязь учебного материала с субъектным опытом ребёнка? Насколько изучаемое является интересным и значимым для школьников?

  3. Пытался ли учитель сформировать системное представление учащихся об изучаемом явлении или процессе, выявить в нём наиболее важное и характерное, обнаружить и установить внутрипредметные и межпредметные связи?

  4. Очевидна ли практическая направленность учебного материала. Какое значение он имеет для формирования эмоционально-волевой сферы, ценностных отношений и творческих способностей ребёнка?

Организационный аспект

1.      Какие педагогические приёмы использовались для актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся?

  1. Применялись ли диалоговые и полилоговые формы общения в ходе учебного занятия?

  2. Стимулировал ли учитель учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора вида занятия, формы и способов его выполнения?

  3. Создавалась ли на уроке ситуация успеха для каждого учащегося? Чувствовалось ли проявление педагогом толерантности и доверия в учебном взаимодействии?

  4. Были ли созданы на уроке условия для проявления самостоятельности учащихся? Оптимальна ли мера помощи учителя? Учитывались ли индивидуальный темп и стиль ученической деятельности учащихся?

  5. Присущ ли домашним заданиям дифференцируемый характер? Обладали ли ученики реальным правом выбора домашнего задания?

  6. Насколько соответствовали технологические приёмы и методы содержанию изучаемого на уроке учебного материала?

Оценочно-результативный аспект

  1. Стали ли предметом оценочных суждений учителя не только правильность ответа, но и его оригинальность, а также рациональность путей и способов выполнения учебного задания?

  2. Способствовала ли оценочно-аналитическая деятельность учителя формированию положительной Я-концепции личности учащихся, выработке у ребёнка индивидуального стиля познания?

 

2.Критерии эффективного урока.

 

Современные требования возможно рассмотреть сквозь призму эффективности урока.

Под эффективностью понимают полезность для развития каждого ребёнка.

        Критерии:

  1. Активная мыслительная деятельность каждого ученика течение всего урока.

Известно, что в школе учащиеся наиболее активны на уроках трудового обучения, иностранного языка, физкультуры, во время проведения практических и контрольных работ. На всех остальных уроках комбинированного типа активность учащихся остаётся очень низкой. Лишь четвёртая часть учащихся внимательна, трудолюбива. Четвёртая часть совсем не работает. Остальные малоактивны. Очевидно, что необходимо планировать деятельность каждого ученика на всех этапах урока.

  1. Обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других.

Именно переживания стимулируют изменения и последующее развитие интеллекта. Если ученик переживает свои успехи или неудачи, то это способствует включению мотивационных центров.

  1. Мотивация познавательной деятельности  на уроке.

  2. Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока.

С введением рефлексии повышается ответственность учащихся за результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой.

     5. Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке, с последующей самопроверкой или взаимопроверкой.

     6. Достижение целей урока.

  

3.Критерии эффективности современного урока

 

  • Обучение через открытие

  • Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.

  • Наличие дискуссий, характеризующихся различными  точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.

  • Развитие личности

  • Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

  • Демократичность, открытость

  • Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал  ученик при этом.

  • Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.

  • Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию

  • Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или  -   выведенное самостоятельно понятие.

  • Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

   

 
Вернуться назад