МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "ЯГУНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА" КЕМЕРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПЕДСОВЕТЫ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
ТЕМА: Оценивание знаний
учащихся:
теория, психология, практика
ЦЕЛЬ:
Анализ проблем оценивания
знаний учащихся
ЗАДАЧИ:
1 Познакомить требованиями к
оцениванию знаний, с функциями оценки
2. Выявить проблемы
оценивания знаний
ПЛАН:
1.Краткие теоретические
сведения /Калистратова С.Б., Дерксен Н.П.,
Игнатьева Т.В./
2.Функции оценки / Игнатьева
Т.В./
3.Проблемы оценивания /пр.
работа/
4. Принятие решения
1.ТЕРМИНОЛОГИЯ:
n
Оценивать
-устанавливать степень,
уровень, качество чего-либо. В педагогике
-взаимодействие педагога с учащимися, в
результате которого появляется отметка либо
оценка, или то и другое
n
Отметка
-цифра, количество баллов,
которые являются следствием оценивания
деятельности учеников.
Это обозначение знаний учащихся.
n
Оценка
-мнение об уровне, значении
чего-нибудь. В узком смысле это
вербальные (речь) и невербальные реакции
(мимика, жесты) учителя, которыми он
оценивает деятельность учеников. В широком
смысле -отметка и сопровождающие ее
парциальные
(ситуативные ) оценки.
2.
Парциальные оценки
Отдельные
оценочные обращения и оценочные воздействия
учителя по ходу опроса влияют на процесс
работы, его содержание и форму, скорость и
точность, перестраивая интеллектуальные,
эмоциональные и волевые механизмы работы
(переживание успеха и неуспеха, притязания и
т. д.).
Подобная оценка не
представляет собой квалификацию успешности
ученика в целом, она относится не к системе
знаний и даже не к предмету в целом, а к
известному частичному знанию или навыку. Ее
можно назвать парциальной,
выделяя тем самым из других типов оценок
успешности.
3.
Классификация парциальных (ситуативных)
оценок
Положительные
nСогласие
nОдобрение
nОбодрение
2. Отрицательные
nЗамечание
n
Порицание
n
Отрицание
nУпрек
nНотации
nУгроза
3.Неопределенные
оценки
4.ВЫСТУПЛЕНИЯ
ПЕДАГОГОВ:
1).Калитстратова С.Б.
nРоль
отметки в социальной жизни и учебной
деятельности школьника
nОтметка и
самооценка
2).Дерксен Н.П.
nОбъективность
отметки
nНормы отметок
3).Игнатьева Т.В.
nМесто этапа
проверки и оценки в структуре урока
nФункции оценки
3).
Структура урока
(традиционного)
Организационный момент
Проверка знаний
Изучение нового материала
Закрепление
Домашнее задание
Противоречит с
психологическими особенностями школьников
Распределение
работоспособности. Когда целесообразно
проводить проверку знаний и контроль?
nПик - с 10 до
20-25 –ой минуты урока. Во второй половине
урока работоспособность резко снижается.
Т.о. пик
работоспособности приходится не
на изучение нового материала, а на опрос,
что вряд ли целесообразно
nОпрос должен
занимать 1/3 часть урочного времени, но…. И
тогда на изучение нового материала остается
мало времени, а на закрепление не остается
ничего.
nВыход-
-проведение уроков проверки
и контроля знаний,
-шире использовать
фронтальные письменные работы в конце
урока,
- самооценку, взаимооценку
Функции
оценки:
nДиагностическая
Измерение усвоения учащимися
учебного материала, определение объемов
усвоенного материала и глубины осмысления
Рекомендации
-Использование различных форм
контроля: тесты, к/р, самооценка,
взаимооценка
-Использовать отметку и
оценку: отметка измеряет результаты
обучения, оценка- старательность,
вселяет в ученика уверенность
nОбучающая
Определение насколько при
контроле наблюдается прирост знаний, умений
и навыков
Рекомендации
-Осуществление быстрой
обратной связи: показать что сделано
правильно и где есть неточности
-Использование различных
приемов проверки ЗУН
nРазвивающая
Определение насколько
присутствует прирост психических операций
и определенных психических процессов
Рекомендации
Во время опроса должно быть
развитие речи, памяти, мышления,:
логического, критического, креативного
(творческого) , интуитивного
nВоспитывающая
Определение насколько
реализуется процесс принятия, стабилизации
устойчивости изучаемого учебного материала,
норм контроля
Рекомендации
Во время опроса у учащихся
должны развиваться
сотрудничество,
старательность, ответственность
Стимулирующая
Определяется тем насколько
ученики готовятся к каждому уроку, насколько
они активны во время опроса, насколько
формируется мотивация для занятий предметом
Рекомендации
Для этого необходимо:
Объяснение критериев оценки,
Разумные требования
Принцип открытых перспектив
(можно исправить свою отметку)
Вселение успеха (при контроле
движение от простого к сложному)
Частота контроля (чем чаще
контроль, тем эффективнее управление)
При оценке сначала найти
хорошее
Словесное одобрение
nКорректирующая
Процесс оценивания должен
исправлять, поправлять ученика и учителя,
если их поведение не соответствует
требованиям учебного процесса
Рекомендации
-Опрос должен стимулировать
учащихся к изменению своего стиля занятий
-Регулярная информация об
успеваемости учащихся
-На основании результата
ученик и педагог корректируют свою
деятельность
5.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
n1.
Ощепкова М.П. -результаты анкетирования
учителей и обучающихся
n2.
Работа педагогов в группах – Определение
плотности выставляемых ученику отметок в
течение одной четверти
Ощепкова
М.П.
1).
Стиль общения - одно из
условий, влияющих на процесс оценивания
учащихся
-Анализ анкет учителей
Отношение учащихся к процессу
оценивания их труда
- Анализ анкет
2).У
каждого учителя могут быть своя градация:
сильный, средний, слабый
Но, у сильных учащихся оценок
больше, чем у средних и слабых? Так ли это.
- Выделите :сильный,
средний, слабый
- Количество отметок у всех
сильных разделите на количество сильных
учеников
- То же: для средних и
слабых
6.Выводы
nОценки
и отметки взаимосвязаны
nВажнейший
принцип оценивания –объективность
nРешения об
оценках всегда ориентируются на совершенно
конкретную ситуацию
7.Решение педсовета:
1.Взять
за основу требования к оцениванию знаний
учащихся
1.1. Использование для
оценивания знаний разнообразных видов
контроля
1.2. Использовать при
оценивании знаний развернутую содержательную
оценку (наряду с выставлением баллов давать
характеристику успехов ученика)
1.3. Включить учащихся в
оценочную деятельность. Обучать их умению
оценивать свою работу, работу одноклассников
2. На заседаниях МО
обсудить требования и критерии к оценке
по каждому учебному предмету на основе
стандартов и учебных программ (отв. рук.
МО)
3. Классным руководителям
довести до сведения родителей требования и
критерии к оценке по каждому учебному
предмету.