МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "ЯГУНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА" КЕМЕРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МЕТОДСОВЕТЫ
МЕТОДСОВЕТ
ТЕМА:
О здоровьесберегающем
сопровождении воспитательно-образовательного процесса.
Анализ урока с позиции здоровьесбережения.
Из выступления Бушминой З.П.,
директора ОУ:
1.Классификация
факторов, влияющих на здоровье школьника:
эндогенные.экзогенные, возрастные,
наследственные; внутришкольные и
внешкольные.
ВНУТРИШКОЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
1. Средства и методы
обучения и воспитания
2. Качество дидактических материалов
3. Педагогические методики
4. Уровень подготовки педагога
5. Формы и методы физического воспитания
6. Содержание и методы формирования ЗОЖ
ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ
1. Учебная нагрузка
2. Режим дня
3. Санитарная и оздоровительная инфраструктура
4. Организация двигательной активности
5. Оздоровительные мероприятия
В.
СОЦИО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
1. Школьная мотивация учащихся
2. Взаимоотношения ученик - учитель
3. Взаимоотношения ученик - класс
4. Взаимоотношения учитель - родители
Причины неблагополучия здоровья учащихся:
Стрессогенные технологии проведения урока
Недостаток физической активности
Неправильная организация питания
Информационные перегрузки
Несоответствие программ и
технологий обучения функциональным и возрастным особенностям
обучающихся
Низкийуровень
валеологической компетентности.
(Валеология
понимается как социально-биологическая наука о качестве
жизни и здоровье имеющая собственный предмет — качество
жизни и здоровье человека и общества, объект — человек и
общество, собственные методы исследования и мониторинга
физического и психического здоровья, методы формирования
индивидуального и общественного здоровья, а также социальный
заказ — повышение качества жизни и здоровья населения
страны).
Здоровьесберегающие технологии:
- комплекс взаимосвязанных способов,
методов, приемов, направленных на развитие ребенка без
ущерба для его здоровья
- санитарно-гигиенический анализ условий
обучения, питания
- проведение коррекционных и
профилактических мероприятий
- организация режима учебной нагрузки
- разработка и реализация обучающих ЗС
программ
- компетентность учащихся, родителей,
педагогов в вопросах здоровья и ЗОЖ
- создание системы динамического
мониторинга
Группы ЗСТ:
Медико-гигиенические технологии.
Физкультурно-оздоровительные
технологии
Экологические здоровьесберегающие
технологии
Технологии обеспечения безопасности
жизнедеятельности
Здоровьесберегающие образовательные
технологии
организационно-педагогические,
психолого-педагогические,
учебно-воспитательные
социально адаптирующие и личностно
развивающие,
лечебно-оздоровительные
Адаптация к обучению в школе зависит
от:
Состояния здоровья
Уровня подготовленности к школе
Возраста начала систематического
обучения
Соответствия индивидуальных
особенностей выбранному профилю обучения
Режима дня и питания
Организации учебного процесса
Установления социализации в коллективе
Сформированности мотивации на обучение
2..
Дезадаптивные состояния, встречающиеся у школьников разных
классов
Состояния соматического
дискомфорта.
Состояния физического дискомфорта и
гиперактивности учащихся.
Состояния утомления и переутомления
учащихся.
Астеноневротические состояния.
Состояния эмоционального дистресса,
дидактогении
Приемы, облегчающие учебную
деятельность учеников со слабой нервной системой:
-не ставьте ученика в ситуацию
неожиданного вопроса, дайте школьнику достаточно времени на
подготовку;
-желательно, чтобы ответ был в
письменной форме;
-по возможности спрашивать в начале
урока, в начале школьного дня;
-нельзя давать для усвоения большой,
сложный материал в ограниченный промежуток времени;
-не заставлять отвечать новый, только
что усвоенный на уроке материал;
-следует в минимальной степени
отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание;
-следует осторожно оценивать неудачи
ученика;
-путем правильной тактики опросов и
поощрений нужно формировать у такого ученика уверенность в
своих силах, знаниях.
Детей с сильной НС
-не привлекать к монотонной,
однообразной работе, лишенной эмоциональных оттенков и
возможностей для разрядки;
-необходима тренировка усидчивости,
-разрешать непродолжительные перемены
-не поддерживать в конфликтной ситуации
-избегать публичной критики
При работе с инертными учениками
рекомендуем:
-не проводить их опрос в начале урока,
их активность при выполнении нового вида заданий возрастает
постепенно;
-постепенно предлагать разные задания,
не торопить с их выполнением, поскольку они не могут активно
работать с разнообразными заданиями;
-не нужно требовать быстрого устного
ответа на неожиданный вопрос;
-нежелательно заставлять отвечать
новый, только что пройденный материал;
-«инертные» не могут проявлять высокую
активность в выполнении разнообразных заданий;
-в момент выполнения заданий не следует
их отвлекать, переключать внимание на что-либо другое
Условия, необходимые для успешной
учебной деятельности левополушарного
Аналитический тип (словесно-логический
тип мышления).Учатся при помощи книг, лекций, чертежей,
инструкций, «один на один», анализируют, используют
пошаговое обучение.
Предпочтение методикам: решить,
сравнить, сопоставить, сделать вывод.
Абстрактно-логическое мышление, письмо, чтение, разговор и
декламирование, фиксация расположения деталей, символы,
ориентация во времени, слуховые ассоциации.
Изложение информации от части к
целому, повторение учебного материала, проверка выполненной
работы, тишина на уроке.
Условия, необходимые для успешной
учебной деятельности правополушарного
Синтетический, художественный,
эмоциональный тип.
Обучение посредством общения, передачи
знаний через человека, анализ от целого к частному.
Использование ассоциаций.
Методики развивающего обучения:
открытые вопросы с развернутыми ответами, обсуждениями;
возможность проявить творческие способности, использование
индукции, мозгового штурма, свободного обсуждения, образного
мышления.
Связь информации с реальностью и
практикой, задачи зрительно-пространственного анализа,
творческие задания, эксперименты, эмоции, музыкальный фон,
речевой и музыкальный ритм.
Ведущий канал сенсорного восприятия:
Визуал
(зрительно-ориентированнй)
Условия, необходимые для успешной
учебной деятельности
Применение педагогом слов, описывающих
цвет, размер, форму, место расположения. Выделение цветом
различных пунктов или аспектов содержания. Выполнение
письменных упражнений, составление опорных конспектов,
использование письменных инструкций и заданий. Применение
схем, таблиц, видео, книг, наглядных пособий
Аудиал
(слухо-ориентированный
)
Использование вариаций голоса,
сигнальных слов (говорить, слушать, другими словами, звук,
тон, беседа и т.д.), отражение телом ритма метронома
(головой, руками). Рекомендуются дискуссии, магнитофонные
записи, рассказы, устные задачи, упражнения, просмотр
видеофильмов
Кинестетик
(кинестетически- ориентированный
)
Использование жестов, прикосновения,
сигнальных слов (ощущаю, управляю, действую и др.).
Предоставление возможности играть роль различных частей
вашей информации. Передача информации в игре, при выполнении
практического эксперимента. Смена видов деятельности
Дискрет
Ориентировочная оценка
эффективности внедрения ЗСОТ в работу школы
•Содержание уроков физкультуры
•Жизнь в школе после окончания уроков
•Психологический климат в педагогическом коллективе
•Вид учеников, выходящих после урока
•Характер взаимоотношений учащихся с учителем и друг с
другом
•Отношение к школе большинства родителей учащихся
Проект решения:
1. Педагогу-психологу провести
диагностику по определению ведущего канала сенсорного
восприятия: (классы определить по заявке учителей –
предметников)
2.. Педагогам на и
внеурочное время применять здоровьесберегающие технологии